Эстетическое воспитание в семье ребенка
Эстетическое воспитание в семье ребенка

Эстетическое воспитание в семье ребенка

Эстетическое воспитание в семье ребенка начинается в первые годы его жизни. Развитие его эстетических эмоций протекает в нем одновременно с развитием физических и умственных способностей. Оно должно строиться с учетом индивидуальных особенностей. Экспериментальные и научно-теоретические результаты последнего времени подтверждают мысль о том, что в этот период умственное развитие ребенка идет особенно бурно. Знания, полученные в раннем возрасте, надолго сохраняются в его памяти. Общепризнанна способность детей к довольно сложным формам восприятия — к воображению, фантазии, к образному мышлению. Обращает на себя внимание сила детских впечатлений, их живучесть и долговечность. Эстетическому воспитанию в этом возрасте способствует также предметность и конкретность восприятия, повышенная…
Представители советской педагогической и психологической наук в свое время очень много сделали для опровержения мнения зарубежных теоретиков об отсутствии у детей дошкольного возраста эстетической восприимчивости, что эта способность якобы результат более позднего воспитания. Процесс становления таких эстетических чувств, как чувство цвета, формы, ритма, протекает у детей одновременно с развитием и обогащением зрительной и слуховой восприимчивости вообще. Поэтому дошкольный возраст особенно благоприятен для воспитания культуры эмоций, развития эстетических чувств. Не случайно ученые, педагоги, детские писатели обращают особое внимание па необходимость эстетического воспитания именно в раннем детстве. Первоначальные эстетические реакции у детей проявляются в их отношении к самым простым будничным вещам: игрушкам,…
При организации детского быта следует особое внимание обращать на цветовое оформление комнаты, окружающих вещей и предметов. Чувство цвета у детей развивается . раньше других эстетических чувств; кроме того, в первые годы жизни восприятие цвета сопровождается у них повышенной эмоциональностью. Никакие другие свойства предметов не вызывают такой интенсивности эмоций, как яркие, броские цвета: они для детей самые красивые. Но как бы они ни любили все яркое, не следует злоупотреблять этим, потому что чрезмерная яркость возбуждает нервную систему, утомляет зрение и вообще влияет на цветоощущение. Это не означает, что детей нужно лишать ярких впечатлений. Обычно рекомендуется оформлять комнату так, чтобы яркие вещи…
Семья располагает многими средствами эстетического воздействия, но одним из главных в дошкольном возрасте является игра. Родители часто недооценивают и не используют все воспитательные возможности игры, смотрят на нее только лишь как на забаву, развлечение для ребенка. А между тем игра — это первая его активная деятельность, без которой невозможно нормальное физическое и духовное развитие, особенно в первые годы жизни. А. М. Горький считал, что игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Дети познают мир в игре поразительно многообразно, одновременно с познанием развивается их восприятие, наблюдательность, способность чувствовать. Предоставляя ребенку возможность играть, родители…
Вообще вопрос о способности детей воспринимать форму является одним из сложнейших. Советские физиологи и психологи на основе изучения высшей нервной деятельности доказали, что под влиянием окружающих предметов и в процессе деятельности, в частности игры, простейшие различия предметов по форме наблюдаются довольно рано, примерно к середине первого года. При развитии чувства формы нужно помнить, что сначала ребенок воспринимает лишь резко выраженные признаки формы. Умение анализировать и схватывать форму предметов, улавливать целесообразность формы или, напротив, чувствовать уродливость формы развивается гораздо труднее, чем чувство цвета, и главным образом в процессе деятельности, причем деятельность должна все время усложняться от осязания предметов к лепке, конструированию…
Развитие чувства формы теснейшим образом связано также и с развитием речи ребенка. Описание формы с помощью выразительных слов тоже способствует зрительному восприятию. И если упорно заниматься с детьми, то к старшему дошкольному возрасту они уже довольно свободно воспринимают пространственные свойства объектов, без чего, как известно, не может быть эстетического постижения предметов, в процессе которого происходит не чисто внешнее схватывание формы, а осознается ее целесообразность, красота. У игры есть еще одно очень большое достоинство — она развивает творческие способности ребенка. На первых порах дети просто играют в то, что видят вокруг, они как бы копируют жизнь взрослых. Но, подсказывая детям темы…
Участие родителей в игре доставляет детям особую радость. Но и для родителей игра является хорошей школой изучения своих детей. Достаточно понаблюдать за детьми или поиграть с ними, чтобы почувствовать внутренний мир ребенка, узнать его пристрастия, увлечения. Без такого знания своих детей невозможно правильное их эстетическое воспитание. Игра — основная форма жизнедеятельности ребенка в первые годы его жизни. Но было бы грубой теоретической и практической ошибкой отрицать и запрещать детям играть в школьные годы. Удовольствие, получаемое от игры, настолько велико, что дети еще долго играют в свои дошкольные любимые игры, они с трудом расстаются со своим детским миром, с теми чувствами…
Немаловажным фактором эстетического воспитания детей в семье является природа. Ошибаются те, кто думает, что природа приносит детям только здоровье, что красота природы недоступна малышам. Не случайно крупнейшие теоретики воспитания рассматривали общение с природой, близость к природе как одно из условий нормального духовного развития детей. Видный русский педагог П. Ф. Каптерев в конце прошлого века писал о том, что «дети должны рано" и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувствования, которые она возбуждает в каждой живой душе», что «детям самим нужно видеть восход и закат солнца, луну, словом, нужно слиться с природой…
Эстетическое богатство природы становится доступно детям довольно рано. Вместе с чувством цвета приходит реакция на яркое солнце, голубое небо, на снег, на зеленую травку, цветы, листья. Трудно найти другой мир, который бы мог открыть ребенку такое эстетическое богатство, какое воплощено в растительном и животном мире. Но приобщая детей к красоте природы, нужно знать, что дети не сразу схватывают общую картину природы, пейзаж, они идут к этому восприятию от конкретных впечатлений, вызванных отдельным цветком, листиком, веткой, деревом. Раскрывая перед детьми эстетические особенности природы, необходимо помнить, что природа не только живописна, по и музыкальна, что природу можно и нужно не только видеть,…
И конечно, ничто не может сравниться по действенности воздействия с прогулками и выездами па природу, они должны быть как можно чаще. В этих целях можно особенно плодотворно использовать лето, когда городских детей вывозят на дачу, а сельские большую часть времени проводят в лесу, на природе. Важнейшая особенность природы — неисчерпаемость ее эстетической ценности, постоянное обновление, отсутствие штампов, повторяемости, первозданиость, свежесть и неповторимость ее красоты. В природе не бывает двух одинаковых гор, одинаковых цветов, двух одинаковых закатов. Даже давно знакомые места каждый раз предстают по-новому, таят в себе новое очарование. Вот почему природа — вечный источник красоты. Это все необходимо учитывать,…
Страница 1 из 3

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...