Эстетическое воспитание в социалистическом обществе
Эстетическое воспитание в социалистическом обществе

Эстетическое воспитание в социалистическом обществе

Активизации эстетического воспитания в 30-е годы способствовали систематически проводимые декады искусств национальных республик. Начало проведению декад положила Первая Всесоюзная олимпиада искусств народов СССР 1930 г. Широкое развитие также получили в это время самые различные виды художественной самодеятельности, имеющие огромное значение в деле приобщения народа к искусству. В 1932 г. состоялась  Первая Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства. Сразу же после проведения этой олимпиады крупнейшие театры страны взяли шефство над самодеятельными коллективами. Одновременно шел процесс переформирования театров рабочей молодежи путем слияния наиболее способных самодеятельных театров с профессиональными в театры Ленинского комсомола. В результате этой работы в 1936 г. в стране сложилась целая сеть…
Самодеятельное искусство конца 30-х годов характеризовалось несомненным ростом профессионального мастерства, но в то же время оно начинает утрачивать непосредственную связь с жизнью. Показательна в этом отношении судьба активно действующих на селе в период коллективизации многочисленных театральных кружков. Репертуар кружков состоял из специально создаваемых пьес антикулацкого и антирелигиозного содержания, критикующих недостатки в проведении коллективизации, рисующих преимущества колхозного строя. После Всесоюзного совещания работников деревенского театра (май 1931 г.) деятельность самодеятельных кружков фактически пошла на убыль, так как вместо них начали создаваться профессиональные совхозно-колхозные театры. Аналогичный процесс переживали и театры рабочей молодежи. Профессионализация самодеятельности, безусловно, несколько академизировала действующую тогда систему эстетического воспитания. Однако…
Ленинская культурная революция активно продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. Вот несколько весьма показательных фактов. Если к началу войны у нас насчитывалось 125 894 тыс. начальных школ, то к ее концу в 194546 учебном году число таких школ возросло до 131 625 тыс.  В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР, призванная способствовать развитию народного образования и распространению в стране педагогических знаний. Вопросами художественного воспитания начал заниматься специальный институт, руководимый профессором В. И. Шацкой. В школах в связи с возрастающим значением воспитательной работы основательно повысился удельный вес предметов гуманитарного цикла, возрос интерес к педагогическому наследию А. С. Макаренко.…
В этот период советская школа переходит от всеобщего восьмилетнего образования к всеобщему среднему образованию, совершенствуя систему политехнического обучения, формы и методы воспитательной работы. Задача формирования коммунистического мировоззрения, воспитания творческой активности трудящихся предъявляла повышенные требования и к эстетическому воспитанию. В 1955 г. под редакцией профессора В. Н. Шацкой вышла книга «Общие вопросы эстетического воспитания в школе», в которой было дано развернутое определение содержания и сущности самого исходного понятия. «Советская педагогика,— говорится в этом труде, — определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, общественной жизни, труде, в явлениях…
Решающее значение, как для развития теории, так и для практики эстетического воспитания имеет дальнейшая разработка проблем коммунистического воспитания и культурного строительства в партийных документах, в выступлениях руководителей партии и правительства. Заботясь об укреплении материально-учебной базы школ, отдавая должное самоотверженной работе советских учителей, партия и правительство вместе с тем обращают внимание на имеющиеся недостатки в организации учебно-воспитательного процесса. Так, например, в материалах XXIII съезда КПСС было указано на то, что в средней школе мало внимания уделяется эстетической подготовке учащихся. «Школы призваны,— подчеркивается в резолюции XXIII съезда,— прививать детям принципы коммунистической морали, улучшать эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения». Для того чтобы…
Эстетически воспитывать — означает не просто приобщать человека к искусству, а пробуждать в нем творческие способности, которые необходимы в любом деле — в учебе, на производстве, в науке и искусстве. Для этого особенно важна продуманная система эстетического воспитания. О масштабах деятельности, проводимой в различных звеньях этой системы, можно судить хотя бы по тем данным, что только за 1965—1967 гг. в СССР издано около миллиарда экземпляров книг советских писателей, открыто 16 новых литературно-художественных и общественно-политических журналов, выпущено 502 художественных, документальных и научно-популярных фильма, опубликовано около 1700 пьес. Широкое распространение высокохудожественных произведений литературы и искусства способствует воспитанию коммунистической морали, чувства советского патриотизма…
Вместе с заинтересованными организациями ВЦСПС должен осуществить ряд мер по дальнейшему развитию самодеятельного творчества. Этому способствовало бы и проведение раз в пять лет всесоюзных профсоюзных фестивалей, которые должны стать яркими традиционными праздниками-смотрами достижений трудящихся в профессиональном мастерстве, техническом творчестве, самодеятельном искусстве, в физической культуре и спорте. В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 гг. в целях удовлетворения духовных потребностей народа предусмотрен дальнейший количественный и качественный рост печати, телевидения, радио, идейно-художественное совершенствование литературы и искусства, укрепление материально-технической базы учреждений культуры, народных университетов, поощрение самых различных форм самообразования, повышения культурного уровня, эстетического и…
Так, например, постановление, принятое на Пленуме правления Союза писателей СССР 28 января 1972 г., предусматривает создание при правлении СП СССР постоянной комиссии по вопросам преподавания художественной литературы в школе. В компетенцию комиссии входит изучение и выработка рекомендаций по назревшим проблемам литературного образования, предложений об участии писателей, критиков и литературоведов в практической работе по совершенствованию школьных программ, в создании учебников и учебных пособий, а также литературоведческих и критических книг, рассчитанных на школьников и преподавателей. В обязанности редакций литературных газет и журналов входит систематическое освещение вопросов преподавания литературы в средних и высших учебных заведениях, рецензирование учебников и учебных пособий по литературе. Все…
Дальнейшему совершенствованию всей системы эстетического воспитания, важнейшим звеном которой является советская школа, способствует претворение в жизнь марксистско-ленинских принципов коммунистического воспитания человека. Эстетическое воспитание в социалистическом обществе непосредственно связано с коммунистическим строительством и носит целенаправленный действенный характер. Его задача — воспитать всесторонне и гармонично развитого человека, способного активно вторгаться в жизнь и творчески преобразовывать ее с позиций коммунистического общественно-эстетического идеала. Эстетическое воспитание — органическая часть общей системы коммунистического воспитания советского парода. Значение эстетического воспитания особенно возросло в развитом социалистическом обществе. Сейчас, когда Коммунистическая партия в качестве программной практической задачи выдвинула не только создание материальных основ коммунизма, по и воспитание нового, гармонически…
Сегодня мы полнее и глубже понимаем пророческие слова М. Горького о том, что эстетика станет этикой будущего. Действительно, не только нравственный долг, но и личная внутренняя потребность, желание поступать красиво, быть прекрасным в мыслях и чувствах все более руководит поведением советского человека. Прекрасное, отвечающее коммунистическому эстетическому идеалу, все более властно вторгается во все стороны нашей жизни. Из сказанного ясно, что и вся наша воспитательная деятельность должна быть проникнута эстетическим элементом. Эстетическое воспитание — понятие, можно сказать, всеобъемлющее. Оно имеет многообразные принципы, формы и способы. Это не только воспитательное воздействие искусства, но и эстетическое воздействие труда, природы, окружающей общественной среды (семья,…
Страница 1 из 14

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...