Эстетическое воспитание
Эпический писатель может проникнуть в глубины внутреннего мира того или иного персонажа, воспроизвести его во всей живой индивидуальности и неповторимости и может показать все, что, с точки зрения автора, требуется для прояснения жизненных путей, пройденных этим героем, для раскрытия какой-либо стороны его характера. Например, в пушкинском «Станционном смотрителе» мы слышим, что и как говорят рассказчик, смотритель Самсон Вырин, гусар Минский, мальчик Ванька. Из авторского повествования узнаем все перипетии истории, случившейся с бедным смотрителем, его дочерью Дуней и гусаром Минским; знакомимся с нарисованным рассказчиком осенним пейзажем, на фоне которого показано кладбище и могила Самсона Вырина. В конечном счете, читая такую маленькую…
Когда-то А. Н. Островский так определил огромное значение великого поэта в формировании мыслей и чувств людей: «Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого поэта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, повое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим»Сказанное относится ко всем поэтам и писателям, в каком бы роде литературы они ни писали. Но наиболее непосредственно и прямо воспринимаются читателями те поэтические «формулы» мыслей и чувств, которые содержатся в лирических стихах. Недаром эти последние становятся…
Архитектура как искусство формируется в результате строительства сооружений общественного значения. Значимость самих материальных форм здания приобретает все более и более духовный, идеологический характер. Жилье властителя-человека превращается в дворец, обоготворяемый очаг (огонь) обособляется и становится жилищем бога — храмом. Отсюда вытекает и особенность содержания архитектуры как искусства, как особого «отражения действительности». Архитектурное сооружение содержит широкий социальный смысл, оно аккумулирует в себе волю, фантазию, труд, достижения всей материальной и духовной культуры исторически сложившихся коллективов людей. Памятники прошлого, говорит В. Гюго, это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем блистательная вспышка гения; это осадочный пласт,…
Архитектура, как и всякое искусство, есть также «мышление образами». Архитектор-художник мыслит в основном реальными, геометрическими объемами. Для него чувственно значимыми становятся соотношения и пропорции объемов, плоскостей, линейных величин; определенную мелодию создают вертикали и горизонтали, характерные изгибы и направления линий. Архитектор использует эмоциональные возможности различных элементов: масштаб и силуэт здания; фактуру, цвет, физическую природу материалов; выразительную роль света и тени. Наконец, архитектор опирается и на общепонятную символику формы; за архитектором остается право в целях выражения общей идеи использовать также средства монументальной скульптуры и орнаментального искусства. Этот «зрительный баланс», «гармония форм» и создают целостный архитектурный образ, что делает архитектуру одним из важнейших…
Главная особенность скульптуры состоит в том, что художественный образ воплощается в материальных объемах и формах, занимающих реальное трехмерное пространство. Это свойство роднит скульптурный образ с архитектурным. Поэтому скульптура обращена к зрительному восприятию человека, но не только к оптической восприимчивости глаза, но и к его осязательной, «ощупывающей», стереоскопической способности. С этими особенностями образа связан материал скульптуры, от которого требуется твердость, прочность, однородность цвета, т. е. свойства, позволяющие материалу принимать и на долгие времена сохранять свою форму. Это камень различных пород (гранит, мрамор, песчаник и др.), глина, гипс, дерево, металлы. Специфика скульптуры выражается и в том, что объектом изображения является главным образом…
В эстетических теориях обычно подчеркивается статичность скульптурного образа. Это верно лишь в том буквальном смысле, что художник как бы останавливает время и навечно закрепляет избранное им мгновение. Однако А. В. Луначарский не случайно возражал против утверждения, будто лишь «неподвижное есть предмет пластики». Он считал и скульптуру способной «передать в статике динамику». Действительно, скульптурная форма, изображая даже «покоящееся тело», является активной, действующей. В природном предмете все формы, будучи одинаково реальными, существуют на равных правах для зрительного восприятия. В скульптурном образе, хотя он тоже предстает перед нами как физическое тело, вся его «материя» служит выражению художественного замысла. Скульптор не просто воспроизводит реальные…
Скульптурный образ, будучи объемным, требует восприятия с нескольких точек зрения. Так, в скульптурном портрете различные ракурсы конкретизируют общий облик, вносят в него новые оттенки, раскрывают новые черты характера. Образы «Трех граций» Кановы или «Рабочего и колхозницы» Мухиной могут быть восприняты во всей полноте лишь при круговом осмотре. Чрезвычайно важной чертой скульптуры является ее тяготение к символу, понимаемому не как иносказание и не имеющему мистического смысла. Образ-символ в скульптуре, особенно монументальной,— это образ, заключающий в себе конкретное социально-историческое, философское содержание. Это практически выраженная мысль об эпохе, о народе, о нации или о ее выдающихся героях. Емкость и максимальная обобщенность образа-символа требует…
Образы-символы в скульптуре очень различны по форме и содержанию— это «Ника Самофракийская» и «Ника», созданная С. Т. Коненковым; «Давид» Микеланджело и «Булыжник — оружие пролетариата» Шадра; «Последний призыв» Родена и «Мать» Иокубониса. Глубокий, общезначимый и непреходящий смысл таких произведений нашел выражение в лаконичных, ясных и вместе с тем предельно выразительных формах, будто отчеканенных самой вечностью. Любопытно, что крупнейшие скульпторы разных эпох, в том числе и вышеназванные Микеланджело, Роден, Копен-ков, исповедовали культ натуры, т. е. природы, и, сделав природные формы подножием искусства, наряду с тем достигли в своих творениях большой экспрессивности. Автор знаменитого памятника Петру I Фальконе утверждал, что даже идеально…
Обычно различаются круглая скульптура (рассчитанная на круговой обзор) и рельеф, где объемная форма выступает над плоскостью. Рельеф позволяет использовать сложные композиции и сюжеты, неосуществимые в круглой скульптуре. Прямая связь с фоном дает некоторую возможность изображения пейзажа, отдельных предметов и т. д. Рельефы бывают высокие (горельеф) и низкие (барельеф), иногда употребляется рельеф углубленный. По назначению скульптура разделяется на станковую и монументальную. Станковая скульптура (название получила от особого приспособления — вращающегося «станка», па котором при обработке помещается скульптура) — это совершенно самостоятельное произведение, рассчитанное на близкий обзор. С этой особенностью связаны и ее тематика, и пластическая трактовка образа, допускающая всевозможные психологические нюансы…
Формирование живописи как особого вида искусства прошло длительный путь. Не сразу были найдены те изобразительные и выразительные возможности, которыми обладает цвет —   главнейший и характернейший признак живописи. Живописный образ создается на плоскости, в отличие от скульптуры — он двумерен. Важнейшими средствами живописи являются рисунок (линия, черта), светотень, цвет (а. также и цветовой строй, колорит), изображение пространства (причем линейно-плоскостная протяженность реальна; пространственная глубина, объемность иллюзорны). Эти средства дают возможность живописи отображать видимый предметный мир во всей его красочности и бесконечном разнообразии форм. Однако перед искусством живописи не стоит задача простой фиксации действительности, создания светоцветовых и формальных подобий жизни, цель живописи —…
Страница 1 из 57

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...