Эстетическое воспитание
Все виды искусства так или иначе выступают во внутренних связях и взаимодействиях, что делает возможным художественное иллюстрирование произведений словесного искусства, написание музыки к стихам, инсценировку эпических произведений, создание балетов на сюжеты литературных произведений. Возможности словесного изображения действительности получили свою реализацию в родовых и видовых формах поэзии (художественной литературы), созданных для удовлетворения насущных потребностей человечества в художественном освоении мира. С давних пор, тысячелетия тому назад, поэзия разделилась на такие ее три основных рода, как эпос, лирика и драма, которых в совокупности оказалось достаточно для воспроизведения жизни, охватывающей все многообразие отношений человека к миру и мира к человеку. В эпических произведениях (эпопеях…
Исторически красота, творимая человеком, возникла раньше, чем искусство. И первобытная архитектура, будучи полезной и даже красивой, еще не была искусством. Ф. Энгельс, характеризуя «расцвет высшей ступени варварства», замечает, что в эту эпоху возникли «зачатки архитектуры как искусства». Что это значит? Архитектура приобретает черты искусства при условии, когда сооружение, помимо своей первичной, утилитарно-практической роли, принимает на себя функцию духовного, идейно-эмоционального воздействия на людей. «Зачатки такой строительной деятельности человека появились давно, когда он впервые украсил свой шалаш гирляндами ветвей и цветов или пытался придать ему угрожающий вид, поместив на самой его вершине огромные рога убитого им зверя и этим вызывая у окружающих…
Творческая переработка природных форм, «форм жизни» — неотъемлемое право искусства, оно распространяется па все его виды, в том числе и на искусства изобразительные. Разделение искусства на субъективные и объективные создает ложное представление об искусстве. Марксистско-ленинская эстетика признает активную роль субъекта в искусстве, т. е. роль художника, который, создавая произведение, вершит «поэтическое правосудие» (Энгельс). Без этого нет и не может быть подлинного искусства, равно как и без объективного отражения действительности. В качестве принципа, отражающего особенности именно художественных творений, возможно деление искусства по предметной основе его видов3. Речь идет не о вещественном материале, а о предмете как вещи. В этом смысле искусство…
Почему именно эти предметы мы называем здесь основами видов искусства? Прежде всего необходимо заметить, что ни один из них сам по себе не является произведением искусства и представляет собой продукт социальной жизни. Этот комплекс предметов охватывает всю общественную практическую жизнедеятельность человека. Практические материальные предметы, их история — это раскрытая книга человеческой психологии. Изображение как предмет на первый взгляд кажется случайным и не столь значительным среди других названных предметов. На самом деле изображение могло возникнуть лишь при достижении человеком высокого уровня сознания и практического освоения мира. В историческом развитии человечества и в современной культуре изображение играло и играет исключительную роль. Нет…
Человеческое тело, а не тело животного или растения могло стать предметной основой искусства именно потому, что оно принадлежит Нотозарез («человеку разумному») и разум обнаруживает себя во всей телесной организации человека. Потому оно и способно внешне выразить духовное содержание. Уже в глубокой древности эти предметы (о которых шла речь) стали удовлетворять не только материально-практические, но и духовные, в частности эстетические, потребности людей. Это духовное высказывалось через вещи-предметы путем особой искусственной их обработки. Так предметы  становятся материальной основой родственных видов искусства. Практический предмет становится основой прикладного искусства и архитектуры. Любая вещь (предметы быта, орудия труда, оружие), если это нужно человеку, становится произведением…
Архитектурное произведение — это тоже вещь, но своеобразная, ее цель — организация пространства, выразительное сочетание пустот и телесных масс. В нашей литературе по эстетике иногда отмечается, что эти виды искусства стоят на «грани искусства и не искусства» и даже есть попытки противопоставлять их как прикладные всем другим искусствам как идеологическим. Что касается «полезности», практического значения, то это относится к предметной основе, а не к художественной ценности произведения. Практическая целесообразность необходима в произведениях прикладного искусства и архитектуры, но она играет не собственно практическую роль, а семантическую. Для искусства важен смысл вещи, а не ее фактическое потребление. Доказательством этому служат ценнейшие архитектурные…
Человеческая речь стала основой двух видов искусства — искусства слова (художественная литература) и музыки. В художественной литературе материальной, чувственной основой является также вещь — словесная речь, по-особому обработанная и возвышающаяся над обычной, «практической» речью. Слово в художественной речи выступает как самоценный, ничем не заменимый раздражитель, имеющий, подобно звуку в музыке или цвету в живописи, свою собственную энергию, и по-своему отражает мир. «В наших словах,— пишет болгарский ученый М. Арнаудов,— дано нечто большее, чем картины, и нечто иное, чем чувственные представления; нам дано жизненное значение этих представлений, их сокровенный смысл» . Это справедливое возражение против установившейся традиции ставит литературу особняком, потому…
Человеческое тело — это в прямом смысле телесная основа таких видов искусства, как пантомима и танец. Пантомима (искусство телодвижений) возникла в процессе трудового общения людей без слов, при помощи жестов, мимики, позы. «Духовность» человеческого тела позволяла выразить не только внешние отношения, но и тончайшие человеческие чувства. Параллельно и в связи с пантомимой с древнейших времен формировался танец. В искусстве танца вырабатывались формы телодвижения, возвышающиеся над внешним правдоподобием, вырабатывался собственный танцевальный язык, отличный от языка жестов обыденной жизни. При всей эмоциональной непосредственности и одухотворенности движений искусство танца не просто отражает субъективное состояние танцора, а всегда является выражением социальных эмоций. При классификации…
Итак, названные выше предметы-вещи представляют собой прочную, устойчивую основу, на которой возникли различные виды искусства: прикладное искусство и архитектура; скульптура, живопись и графика; поэзия и музыка; пантомима и танец. Эти искусства являются основными, или односоставными, их называют также, и простыми "(в смысле неделимые, неразложимые на составные части). Они могут объединяться и, сливаясь в одно целое, образуют новые, сложные виды, которые в совокупности представляют собой особый класс, называемый синтетическими искусствами (театр, кино и др.). Перечень основных искусств никогда не был твердым списком, он с течением времени изменялся и продолжает изменяться. Так, в античных теориях красноречие рассматривалось как важнейший вид искусства, однако…
Кино — один из самых массовых и популярных видов синтетического искусства. В. И. Ленин еще в 1920 г. в беседе с А. В. Луначарским подчеркнул, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» . Существенной особенностью кино является своеобразное сочетание в нем изобразительного и зрелищного начал. Оно использует, наряду с присущими лишь ему, изобразительно-выразительные средства всех видов искусства: литературы, музыки, живописи, графики, танца и др., объединяя их в единое, качественно новое искусство. Прикладное искусство. Прикладному искусству принадлежала и принадлежит исключительная роль в жизни человеческого общества. С него начиналась родословная искусства каждого народа. Все проявления художественного творчества на первых ступенях…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...