Эстетическое воспитание
Самая характерная черта прикладного искусства состоит в том, что вещи, создаваемые человеком для практического употребления, благодаря особой обработке, становятся носителями его настроений, чувств, мыслей. Они приобретают новую функцию, а именно функцию духовного воздействия на людей. Примитивный орнамент, нанесенный первобытным человеком на глиняный сосуд, выражает понимание им формы, желание подчеркнуть ее и заставить других любоваться предметом. Охотник, в поединке победивший льва, изображая его на камне и раскрашивая, выбирал наиболее яркий и привлекательный цвет — красный. Изображение становилось символом силы и храбрости человека. Древний эпос сохранил подробные описания знаменитых воинских щитов с изображенными на них сценами, эмблемами, знаками. Таким образом, щит не…
Человек совершенствовал вещь, и в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, чувство материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи». Вещь не только обогатилась практически полезными функциями, но и приобрела особую, вне практическую ценность — красоту. Но красота сама по себе еще не делает предмет произведением искусства. Почему? Красота, будучи чувственным выражением меры предмета, говорит нам о самом предмете. В красоте раскрывается идея предмета, независимо от того, является ли он созданием природы или человека. Поэтому даже самые прекрасные природные объекты, будь то животные, растения или драгоценные камни, не являются произведениями искусства. Искусство начинается там, где предмет…
Их масть была, как мед, янтарь, пожар. Медлительный ритм, торжественная интонация, лексический строй стиха, неожиданное сближение округлости разнородных предметов создают чувство космической грандиозности такого обычного явления, как лошадь. Точно так же прикладное искусство превращает в метафору материальный предмет, созданный ради практической пользы. Однако эта метафоричность, поэтические свойства вещей возникают не как случайный или побочный результат технического процесса их производства. Художественное оформление вещей, т. е. само искусство, отвечало насущным жизненным потребностям человека и возникло как необходимость. Красота, будучи необходимым свойством предметов прикладного искусства, по выражению Уильяма Морриса, «не является в жизни человека чем-то случайным, чем-то, что люди по своему желанию могут…
Видимо, самым трудным и сложным вопросом теории прикладного искусства является вопрос о художественной идее и содержании его произведений. В самом деле, каковы идея или содержание таких предметов, как женские серьги, изящная ваза или бессюжетный ковер? Безусловно, ошибочными и бесплодными являются всякие попытки трактовать художественную идею как идею чисто логическую, стремление перевести присущий искусству язык форм на язык понятий и умозаключений. В этой связи чрезвычайно важно замечание Маркса о содержании и форме произведений ремесла: «Разве ремесленник работает только руками и ногами, а не и головой также? Разве язык слова есть единственный язык мысли». Прикладное искусство по своей природе бессюжетно, его задача…
Содержание произведений прикладного искусства отвечает важнейшей человеческой потребности — потребности в радости. «Человек есть человек,— писал А. В. Луначарский,— и, стремясь к утилитарным благам, он считает одной из самых высоких полезностей именно радость жизни. Вещь художественная есть вещь, дающая максимальную радость человеку» . Разумеется, эмоцией радости не исчерпывается художественная красота. Ее содержание так же разнообразно, как разнообразны вещи, окружающие человека. Если иметь в виду необъятную сферу общественного и индивидуального «домашнего» быта, со всеми его разветвлениями (специфический воинский быт, религиозные культы и обряды, предметы украшений у разных народов в разные эпохи) перед нами предстанет необозримый мир художественных изделий, созданных человечеством на…
Как известно, Чернышевский отвечал на этот вопрос резко отрицательно, полагая, что утилитарно-практические предметы не могут «возвыситься» до искусства, поскольку они ничего не изображают и поэтому не заключают в себе художественного образа. В самом деле, в отличие от живописи и скульптуры, произведения прикладного искусства обычно не изображают каких-либо предметов действительности. Художественные изделия составляют часть «второй природы» и сами являются предметами действительности. И тем не менее в прикладном искусстве (иначе оно не было бы искусством) наличествует и специфический для него художественный образ, который вопреки термину «прикладное» (искусство) не прилагается к вещи, а вырастает из самой вещи. Основой, или фундаментом, художественного образа в…
Художественный образ в прикладном искусстве возникает как высказывание человека через предмет, которое облекается в наглядную чувственно-выразительную форму. Художественное начало не разрушает и не деформирует исходный образ утилитарного предмета, а сливается с ним — и в этом особенность прикладного искусства. Древние мастера-умельцы делали ковш или лады похожими на птицу, однако не стремились подменить образы вещей образом птицы, из которого брались только элементы формы, совпадающие с формой предмета. Лодка оставалась лодкой с ее практическим смыслом, а между тем человек высказал через, предмет свое отношение к миру, свое чувство красоты природы. Специфическую особенность образа в прикладном искусстве составляет момент «присутствия человека», создавшего вещь.…
Архитектура в широком смысле как определенная отрасль человеческого труда возникла в глубокой древности и отвечала одной из первых потребностей человека — потребности в жилище Постепенно усложнялись и совершенствовались архитектурные сооружения в связи с ростом материальных и духовных потребностей, разнообразнее становились сами типы построек, развивалась строительная техника. История архитектуры поражает неисчислимым разнообразием порой самых причудливых форм. Это богатство форм определяется не только использованием различных строительных материалов, каждый из которых требует особой формы и способа обработки, а также и специальным назначением сооружений, удовлетворяющих всевозможные потребности человека — утилитарно-практические, общественно-политические, культурные, религиозные, художественные и др. Архитектура — один из важнейших элементов среды, в…
Самые древние и примитивные сооружения человека обладают известной красотой. И это понятно, поскольку красота начинается уже там, где имеет место целесообразное «формирование материи». Ни одна эстетическая теория не отвергла красоты архитектуры. Однако история эстетики знает такие воззрения, согласно которым архитектура не является искусством, ибо не способна отражать действительность, и поэтому лишена образности. Столь же теоретически несостоятельно понимание архитектуры исключительно как искусства, что на практике ведет к забвению ее практического назначения, а в эстетическом отношении — к украшательству, пренебрежению к конструктивной целесообразности, недооценке формообразующей роли материала. Это путь напыщенной фальшивой декоративности, подменяющей истинную красоту. В отличие от всех других видов искусства…
Принципиальное значение имеет вопрос о делении видов искусства на изобразительные и выразительные (или экспрессивные). Прежде всего «выразительность» (понимаемая как выражение идей художника, его духовного мира) есть неотъемлемое свойство всякого подлинного искусства. Совершенно очевидно, что чистая изобразительность ведет искусство к натурализму, т. е. к бессмысленному, безыдейному копированию объекта. Значительно труднее вопрос: возможен ли какой-либо вид искусства без изобразительного начала? Само понятие «изображение» чрезвычайно широко и многозначно. Репинские «Бурлаки», чертежи зданий и машин, всевозможные модели, географические карты — все это наглядные изображения. Однако в изобразительном искусстве изображение представляет собой физическое подобие предметов и явлений, непосредственно воспринятых художником. Чувственная достоверность отражения мира достигается…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...