В своей работе авторы книги «Основы эстетического воспитания» учли опыт ранее созданных книг по марксистско-ленинской эстетике и эстетическому воспитанию для вузов и учебных заведений другого типа. Вместе с тем новым в этой работе является стремление во всех ее разделах и главах учитывать специфику педагогического вуза, требования к подготовке учительских кадров. В этом смысле особое значение, естественно, имеет раздел «Эстетическое воспитание». Предшествующие ему разделы «Эстетика как наука» и «Сущность и специфика искусства» выступают как теоретическая база для рассмотрения основных проблем эстетического воспитания.
В подготовке к изданию «Основ эстетического воспитания» участвовал большой коллектив философов-эстетиков, педагогов Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР в составе:
Работая над книгой «Основы эстетического воспитания», авторский коллектив стремился систематически изложить основные вопросы по теории эстетики и этического воспитания. Авторы исходили из конкретных задач: помощи в выработке коммунистического мировоззрения, системы эстетических взглядов, вкусов, в воспитании непримиримости к буржуазной идеологии; обогащения учащихся знанием теоретических основ марксистско-ленинской эстетики и теории эстетического воспитания; способствования подготовке к практической работе по эстетическому воспитанию учащихся в школе; помощи в развитии у школьников творческих стимулов и способностей.