Ниже описаны этапы развития ребенка в возрасте от года до четырех лет. Однако помните, что все дети разные. Ваш ребенок может развиваться быстрее или медленнее, чем другой, что в большинстве случаев — нормальное явление. Не паникуйте, если ваш малыш не развивается «по правилам», ведь он обычный человек, развитие которого идет по собственному расписанию. Если нет особенной проблемы в развитии, не волнуйтесь, когда ребенок еще не может выполнить какое-либо действие. Он выполнит его, когда будет готов.
13 месяцев
• самостоятельно садится
• может стать с вашей помощью на ноги и стоять без поддержки
• передвигается с места на место, придерживаясь за что-то хлопает в ладоши
• уже не только плачем может дать вам знать, если чего-то хочет
• пьет из чашки
• произносит одно или два различимых слова
• указывает на предметы
• вставляет один предмет в другой (например, кубик в чашку)
• снимает с себя какой-нибудь предмет одежды
• знает название по крайней мере одной части тела
• встает и идет самостоятельно
• возможно, уже и бегает
• возможно, может подниматься с вашей помощью по лестнице
• нагибается и поднимает предметы
• строит здания из одного или двух кубиков
• машет ручкой на прощание
• произносит до шести слов
• может следовать инструкциям в одно-два действия
• пользуется ложкой и вилкой
• копирует поведение людей в игре с куклой
• рисует каракули
• выражает эмоции, такие как удовольствие, интерес и т. д.
• бьет ногой по мячику
• чистит зубы с вашей помощью
• рисует каракули
• произносит по меньшей мере шесть слов
• подбрасывает вверх мячик
• строит башню из трех-четырех предметов
• говорит более четко
• сочетает два слова
• указывает на предметы и называет их
• может снять с себя предмет одежды
• поднимается по ступенькам
• высказывает свои желания, употребляет около 50 слов
• копирует действия людей в играх с куклами и игрушками
• моет и вытирает руки
• строит башню из двух-четырех кубиков
• знает названия шести частей тела
• может застегнуть молнию в куртке
• начинают резаться зубки
• проявляет интерес к горшку
• может надеть один простой предмет одежды самостоятельно (например, носок)
• прыгает
• строит словосочетания из двух-четырех слов
• использует в речи предлоги (под, на и т. д.)
• может произнести два-три предложения
• строит башню из шести-восьми предметов
• может начертить линию
• еще больше интересуется горшком
• называет имя друга
• описывает, что может делать тот или иной объект
• может стоять на одной ноге одну-две секунды
• прыгает вперед
• знает название нескольких цветов
От 30 до 33 месяцев
• использует в речи одно или два прилагательных
• поддерживает короткий разговор
• может стоять на одной ноге две или три секунды
• сам надевает рубашку
От 33 до 36 месяцев
• насыпает сухие завтраки в миску
• одевается без посторонней помощи
• знает названия четырех-пяти цветов
• рисует круг (нечто подобное)
От 36 до 40 месяцев
• проявляет все больше признаков независимости
• разговаривает сам с собой
• ест в основном с приборами (хотя все еще играет с едой)
• спит на большой кровати
От 40 до 45 месяцев
• устанавливает взаимоотношения с ровесниками
• отказывается подчиняться
• бывают вспышки раздражения, истерики
• появляются страхи и фобии
• появляются воображаемые друзья
• придумывает игры
• ест с помощью приборов
От 45 до 48 месяцев
• проявляет еще больше признаков самостоятельности и независимости
• может спорить с вами
• продолжают развиваться страхи и фобии
• может пересказать историю
• заводит друзей