Физические упражнения: массаж и гимнастика
Физические упражнения: массаж и гимнастика

Физические упражнения: массаж и гимнастика

Основные принципы построения занятий гимнастикой в раннем детском возрасте подчинены двум задачам. Одна из них связана непосредственное закаливанием ребенка, служит развитию двигательных навыков, расширению адаптивных возможностей; вторая — с необходимостью упражнять, тренировать те функции, которые понадобятся в будущем. В предыдущих главах обращалось внимание на то, что дети сами, без специальных воздействий, с 3 мес. жизни начинают «учиться» ходить, бегать. Лежа на спине, они осуществляют движение «кручение педалей» — в будущем это — элементы бега и ходьбы. Во внутриутробном периоде возникают и начинают «упражняться» сосательные движения, дыхание, которые тренируются для того, чтобы выжить сразу после рождения [Анохин П. К, 1975]. В…
После непродолжительного отдыха его вновь можно перевернуть на спину. Второй метод уменьшения частоты естественных движений— придание ребенку вертикальной позы. Для этого его берут на руки. И, наконец, третий метод состоит в том, что малышу дают соску-пустышку — обобщенные двигательные реакции прекращаются, как только он начинает ее сосать. Сосательные движения приводят к торможению движений конечностей. Наши исследования показали, что по мере увеличения электромиографической активности в мышцах увеличивается и амплитуда сосательных движений. Помимо приведенных методов ограничения частоты движений, существует еще один способ — рациональное одевание младенца. Перед сном дети первых месяцев жизни особенно устают от собственных движений [Празыиков В. П., 1980]. Нетугое…
В целях стимуляции движений используется правильная организация бодрствования — свободная для движений одежда, игрушки, разработанные методы гимнастических упражнений. С полугодовалого возраста, когда дети начинают самостоятельно переворачиваться со спины на бок (с 4 мес.), со спины на живот (с 5 мес.), с живота на спину (с 6 мес.), необходимо предоставлять им возможность свободно передвигаться. Для этого детей помещают в манеж, где они могут свободно ползать, переворачиваться, играть с игрушками, подтягиваться за поручни. После 6—7 мес. дети начинают самостоятельно садиться, ложиться и вставать. Подтягиваясь за поручни манежа и упираясь о них, дети могут вставать, а затем, держась за поручни, передвигаться по манежу.…
Предшествует шагательному движению ползание. Этот период важен для ребенка, поскольку во время ползания отрабатывается координация, которая будет использована и во время ходьбы; укрепляются мышцы, обеспечивающие сохранение вертикальной позы. Во время ползания увеличивается легочная вентиляция. В целом, движения, в том числе ползание, совершенствуют нервнопсихическое развитие. Как показали исследования, при переходе от передвижения на четырех конечностях к прямохождению ребенок первое время использует руки не только для опоры с целью не потерять равновесие, но и для того, чтобы опираться об опору поочередно то левой, то правой рукой. При переходе от локомоций на четырех конечностях к прямохождению малыш первоначально использует опору на четыре конечности,…
Технические средства, которыми пользуются для обучения ходьбе, должны быть сконструированы с учетом особенностей ребенка. Наилучшим в этом отношении средством является манеж с невысокими бортами, о которые дети могут опираться. Можно использовать различные каталки — ребенок держится руками за каталку и передвигается вперед. В частности, нами разработана конструкция прогулочной коляски с двумя поручнями. Верхний — для матери, которая катит коляску и придерживает ее, нижний поручень — для ребенка, который держится за нее и сам обучается ходьбе. Такая конструкция учитывает естественные физиологические особенности ребенка при переходе от движения ползания к прямохождению. Помимо этого, данная конструкция позволяет существенно уменьшить травматизм при обучении ребенка…
В первые месяцы жизни арсенал вызванных двигательных реакций весьма ограничен. В этой связи приобретают особое значение массаж и гимнастика. Массаж прежде всего оказывает положительное влияние на рецепторы кожи. Примером нервнорефлекторного воздействия массажа может быть изменение деятельности сердца, легких, кишечника и других внутренних органов. Массаж и гимнастика — составные, неотъемлемые части физического воспитания и закаливания детей как в детских дошкольных учреждениях, так и детей, не посещающих их. С детьми первого года жизни массаж и гимнастику проводят медицинские сестры, получившие специальную подготовку. Приемами массажа и гимнастики могут овладеть родители под руководством врача или медицинской сестры. Приемы массажа и гимнастики можно применять с…
У детей раннего возраста имеются существенные особенности проведения массажа. Они связаны с тем, что кожные покровы в этом возрасте нежны и легко ранимы, поэтому при проведении массажа вазелин и тальк не используют. Перед массажем методисту или родителям необходимо тщательно вымыть руки; ногти на руках должны быть коротко подстрижены. Руки должны быть теплыми. При прикосновении к телу ребенка холодными руками возникает отрицательная эмоциональная реакция. Наиболее целесообразно проводить массаж в комнате при температуре воздуха 20—21 °С и выше. Летом можно массировать ребенка на открытом воздухе при температуре, аналогичной той, которую рекомендуют при проведении световоздушных ванн. Начинать массаж рекомендуется не ранее 40—45 мин…
Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание. Массаж начинают с передней поверхности ног, а затем и рук, далее переходят к массажу живота и груди. В заключение делают массаж задней поверхности тела и конечностей. Важно направление движения рук при массирующих движениях. На конечностях движения производят от периферии к центру — по направлению лимфатических и венозных сосудов; при массировании живота — по часовой стрелке. Перед проведением массажа ребенка раздевают, подмывают и укладывают на стол. Массаж начинают с поглаживания — руки должны скользить поверхностно по телу, не смещая кожи. Поглаживание делают одной либо двумя руками, ритмично; движения повторяют несколько раз. Поглаживание ладонью всей…
После поглаживания переходят к растиранию тела. При этом руки массирующего не скользят по коже, а смещают ее (производят действия наподобие растирания на коже вазелина или масла). При разминании руки массажиста плотно соприкасаются с кожей, захватывают мышцы и разминают их. Разминание производят большим и указательным пальцами или пальцами и ладонями одной или обеих рук. В редких случаях у детей раннего возраста применяют вибрацию. Этот прием применяют в области спины, бедра, задней поверхности голени. Производится легкое поколачивание дистальными фалангами пальцев обеих рук или ритмичное похлопывание поочередно обеими руками. Все приемы массажа обязательно чередуются с поглаживанием. После массажа переходят к гимнастическим упражнениям. Методика…
Начиная с 3—4 мес., когда исчезает сгибательный тонус скелетных мышц, включаются пассивные гимнастические упражнения. Они способствуют развитию активных движений. С появлением естественных двигательных реакций — поворотов, ползания — включают активные гимнастические упражнения. В возрасте 4—6 мес. у детей появляется тория при перевороте ребенка со спины на живот. Этот момент необходимо использовать в гимнастических упражнениях. Приводим примерные комплексы массажа и гимнастики для детей в возрасте до 3 лет, разработанные Р. Г. Сорочек, 3. С. Уваровой и Г. П. Юрко (1978). Комплекс I упражнений для детей 11 /2—3 мес. Упражнение 1. Массаж рук поглаживанием производят следующим образом. Ребенка укладывают на переднем крае…
Страница 1 из 7

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...