Рефлексы
Рефлексы

Рефлексы

М. Ю. Кистяковская (1970) обнаружила связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами. Она выявляется в становлении и преобразовании движений рук при наличии ассоциаций зрительных ощущений с осязательным и скелетно - мышечными во время познания ребенком окружающей среды. На 2м месяце жизни выявленное воздействие двух анализаторов проявляется в движениях поднимания и удержания головы при разных положениях ребенка. К концу 2го месяца шейный и цепной симметричный рефлекс проявляется на протяжении нескольких минут. В возрасте 5—6 мес. ребенок полностью и хорошо удерживает голову, лежа на животе, делая упор на вытянутые руки. При этом происходит достаточно хороший прогиб в пояснице. К 7му месяцу возрастание тонуса…
Подробный разбор становления двигательного поведения на первом году жизни и в дальнейшем также необходим, поскольку методика проведения гимнастических упражнений целиком основана на учете характера двигательных реакций и сроков становления новых форм движений. После завершения подготовительного периода, связанного с освоением динамической активности мышц во время поворотов со спины на живот и обратно, ползания или «кручения педалей», начинается освоение статических функций. К полугодовалому возрасту реакция опоры, возникающая эпизодически, проявляется затем в осуществлении позы стояния. Придерживаясь руками за предмет, ребенок может уже стоять несколько минут. Начиная с 6 мес., лежа на спине, ребенок способен поворачивать плечи в сторону; таз и бедра при этом…
Даже в возрасте 8—10 мес. поза стояния у ребенка неустойчива. Устойчивость в данной позе формируется не одинаково по отношению к ее удержанию в позиции «вперед и назад» и в стороны. Более устойчива позиция ребенка при перемещении «вперед и назад». При толчках ребенка в данном направлении он более устойчив, нежели при толчках в стороны. В данном возрасте попытки ходьбы осуществляются без рывковых движений туловища. Постепенное освоение ходьбы сводится к определенному циклу движений. Вначале в положении лежа происходит переворот со спины на живот. Далее ребенок приподнимает голову, плечевой торс, туловище, таз, затем садится, опираясь руками, вслед за чем он охватывает предметы опоры,…
При освоении каждого нового движения, каждого нового положения возникают те двигательные реакции или их элементы, которые были представлены на более ранних этапах развития. В положении лежа ребенок поворачивается с торсией. Но повороты в вертикальном положении, при освоении ходьбы происходят всем телом, без торсии — так, как они осуществлялись в возрасте 2—3 мес. Лишь затем, при освоении позы стояния и ходьбы, ребенок производит поворот тела лишь плечами или одной головой. Аналогичная реакция происходит и при обучении ходьбе. При ползании ребенок поочередно отталкивается руками и ногами о пол. И в вертикальной позе он также на первом этапе старается упираться не только ногами,…
Таким образом, у детей раннего возраста имеется стандартная, характерная особенность реакции на состояние напряжения в любых ее проявлениях (реставрация функций), возврат к тем особенностям физиологии, которые были на предыдущих этапах развития. Соразмерность степени стрессового воздействия и уровня здоровья ребенка определяет длительность и глубину регрессивных изменений. У больных детей регрессивные изменения представлены и без стрессового воздействия. Они усиливаются в состоянии напряжения и длятся до выздоровления ребенка. Регресс функций при нормальном развитии целесообразен, поскольку в состоянии напряжения, стресса организм использует не только те адаптивные механизмы, которые сформировались к текущему возрасту, но и те, которые были на предыдущих этапах развития, но утратились.
Приведенные данные обобщены в виде схемы. Линии Х1 — Х3 показывают процесс утраты тех физиологических реакций, которые именуются как рефлексы новорожденных. По мере утраты последних происходит становление ползания, подпрыгивания, шагания, именно тех движений, которые характерны для физиологии взрослого организма (линии yi —уз). Еще до утраты тех физиологических отправлений, которые были специфичны для самого раннего возраста, возникают функции, которые в текущий момент организму не нужны, а являются установкой на будущее, тренировкой бега и ходьбы, в частности возникновение движений «кручение педалей велосипеда», координированной двигательной реакции ног — сгибания и разгибания в коленном и тазобедренном суставах. Возникновение этих реакций отражено линиями х4 —…
Помимо этого, можно видеть снижение и отведение влево линий у! — yi, что свидетельствует о том, что в этот же период утрачиваются те функции, которые организм приобрел на протяжении роста и развития. Таким образом, в процессе адаптации организма к новым условиям среды, при экстремальных воздействиях, происходит использование тех функциональных систем или их элементов, которые были лишь на предыдущих этапах развития, а затем утратились. 4 В. П. Празников 65 связана и с тем, что в этом возрасте представлены низкое содержание предшественников синтеза катехоламинов, незрелость катехоламинергической системы. В раннем возрасте определяется и низкое содержание гормонов коркового слоя надпочечников — кортикостероидов. Исследования показали,…
У детей первых месяцев жизни высокие энергетические затраты в состоянии покоя сочетаются с низким жизненным объемом легких и малой величиной ударного объема сердца. В этой связи высокое потребление кислорода в раннем возрасте обеспечивается интенсивной частотой дыханий и сердечных сокращений. По мере роста и развития увеличение жизненного объема легких и ударного объема сердца сочетается с падением удельных величин энергозатрат организма в состоянии покоя. С этим связан механизм снижения частоты сердечных сокращений и дыханий. Но не только D процессе роста, но и при адаптации детей к скелетпомышечной активности возрастает общая и жизненная емкость легких. Так, у не адаптированных к физическим тренировкам школьников…
Они выполняются детьми по инструкции воспитателя или методиста детского дошкольного учреждения. Помимо этого, важно осуществление самостоятельных движений ребенком без инструкции взрослых на протяжении всего времени бодрствования. Последнее возможно при помощи специальных снарядов, тренажеров для детей раннего возраста. Создание таких средств, устройств может быть достигнуто при учете специфических особенностей двигательной активности у детей дошкольного возраста. В наших исследованиях установлены некоторые особенности физиологии развивающегося ребенка, которые позволили обосновать применение средств и устройств с целью увеличения двигательной активности у детей дошкольного возраста. Впервые месяцы жизни у детей осуществляются так называемые «рефлексы новорожденных», а именно сосательный, хватательный рефлекс, миотатические рефлексы, рефлексы Моро, Бакинского, Бехтерева…
В какой мере специфические особенности двигательной активности у детей могут быть использованы для их физического развития? Существуют представления, согласно которым средства воспитания и обучения детей не должны исходить из биогенетического закона. Данные наших исследований дают основание считать вполне естественным использование для физического развития те формы активности скелетной мускулатуры, которые являются специфическими для раннего возраста и на данном этапе развития повторяют характер двигательного поведения у недалеких предков человека. Так, совершенно очевидно можно использовать миотатические и хватательные рефлексы, рефлексы Моро и Бакинского. С помощью них ребенок осуществляет различные формы двигательной активности, что является обоснованием для создания специальных устройств, увеличивающих ее. Наличие миотатических…
Страница 1 из 14

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...