Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Развитие передового, реалистического искусства тесно связано с жизнью народа, с его деятельностью. Народ выдвигал художников из своих недр, вдохновлял своей жизнью и деятельностью лучших мастеров искусства, вышедших из среды правящих классов. В докладе на I Всесоюзном съезде писателей М. Горький сказал, что Геркулес, Прометей, Фауст и другие лучшие образы мировой литературы взяты писателями из чистого и щедрого источника народной мудрости и фантазии. Истинный художник пишет для народа, в духе народного миропонимания, его эстетических вкусов и потребностей. В этом историческая роль выдающихся писателей, композиторов, живописцев, скульпторов, актеров. В этом основа большого общественного значения их творений. «Искусство принадлежит народу,— говорил Ленин.— Оно…
Вопрос о народности искусства по-разному трактовался различными эстетическими школами прошлого. Для идеалистической буржуазной науки всегда было характерно рассматривать искусство как историю отдельных художников, гениев. Многообразная творческая деятельность народа и связи профессионального искусства с судьбами народа при этом, как правило, искажались или игнорировались. Декадентские «жрецы искусства» отстаивали и отстаивают творчество, понятное лишь кучке «избранных». Вопреки идеалистам, прогрессивная материалистическая эстетика признает основополагающую роль народа в созидании художественных ценностей. Правда, в разные исторические периоды, разными эстетическими школами сама эта проблема понималась весьма различно. Впервые в теоретическом плане проблема народности была выдвинута в эпоху Просвещения Лессингом, а особенно активно — в первой половине XIX…
Понимание народности литературы углубляется А. С. Пушкиным. Великий поэт требовал точного определения этого принципа: «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность». Пушкин говорит о «большой народности»: не об обязательном «выборе предметов из отечественной истории», а об отражении характера народа, его «образа мыслей и чувствований». Вслед за Пушкиным и Гоголь требует смотреть на жизнь «глазами народа». Народность в понимании декабристов, Пушкина, Гоголя представляет в основном национальное своеобразие творчества, умение правдиво изобразить особенности национальной жизни, быт й нравы…
Большое внимание проблеме народности уделял Добролюбов. Особенно обстоятельно он говорит об этом в статье «О степени участия народности в развитии литературы» (1858). Революционный демократ считал, что истинная народность состоит как в изображении национального быта, обычаев и языка народа, так и в раскрытии точки зрения самого народа на жизнь, его сознания, его коренных интересов. Добролюбов подчеркивал, что истинно народное произведение изображает жизнь в развитии, показывает, «что падает, что побеждает, что начинает водворяться и преобладать в нравственной жизни общества». Глубоко народными произведениями он считал пьесы Островского, роман Гончарова «Обломов». Сущность революционно-демократического понимания народности литературы, и искусства в целом сводилась к следующему: народность…
Нужен был марксистский революционный переворот в общественной мысли, необходимо было создание теории классов и классовой борьбы, применение принципа историзма к общественной жизни, одним словом, появление исторического материализма, что - бы теоретическое осмысление народности искусства поднялось на новую ступень и обрело прочную, последовательно научную основу. Марксистское понимание народности искусства опирается на лучшие достижения материалистической эстетики прошлого, на многовековой опыт профессионального искусства и народного творчества. Основы подлинно научной теории народности искусства заложены в трудах классиков марксизма-ленинизма. Основоположники марксизма-ленинизма всегда рассматривали деятельность крупных художников в связи с исторической ролью народных масс, отчетливо вместе с тем видя, что народность на каждом этапе исторического развития…
Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» говорит о литературе будущего как о литературе, которая будет служить миллионам и десяткам миллионов трудящихся. Из принципа связи с народом исходил Ленин и в оценке искусства прошлого. Так, высокую ценность фольклора он видел, прежде всего, в выражении «чаяний и ожиданий народных». Марксистско-ленинская эстетика под народностью понимает не только соответствие содержания произведения интересам и стремлениям народа, не только постановку и верное решение проблем, имеющих общенародное значение, по и народность формы. Об этом в свое время говорил еще Чернышевский, и эта важная идея революционно-демократической эстетики вошла в нашу науку. Когда Ленин в известной беседе…
Выражая всем своим содержанием идеал коммунизма, наше искусство тем самым отвечает и наиболее глубоким интересам и стремлениям народа. Народность искусства — это правдивое и глубокое изображение важных для народа проблем в духе народного понимания и коренных интересов трудящихся масс. Народное произведение вместе с тем обладает высокой художественностью и демократичностью формы. Только высокохудожественная форма делает произведение понятным широким трудящимся массам, развивает их, рождает в них художников. Народность и партийность — это не просто идеологическая устремленность творчества, а понятия эстетические, охватывающие идейное содержание и художественную форму. Как не может быть названо народным произведение, имеющее виртуозную форму, но реакционное или незначительное, но содержанию,…
Народность и партийность не совпадают, не «сливаются», хотя это и близкие понятия, органически взаимосвязанные. Не каждый народный художник прошлого партией, не каждый партийный художник народен. Необходимо видеть не только родство, но и различие между народностью и партийностью. Если народность может быть воплощением только общественно прогрессивных, исторически плодотворных начал, то классовость и партийность могут быть выражением позиций как прогрессивных, так и регрессивных классов. Вопрос о соотношении партийности и народности в искусстве представляет большой теоретический и практический интерес. Вместе с тем это достаточно сложная проблема, к решению которой нельзя подходить прямолинейно. Многие великие художники прошлого (Пушкин, Гоголь, Суриков, Л. Толстой и др.),…
Партийность и народность органично сливаются лишь в социалистическом искусстве, для которого характерна четкость и классовая определенность идейных позиций, тесная связь творческих устремлений художника с волей парода и Коммунистической партии. Главная линия в развитии искусства социалистического реализма, основанного на принципах народности и партийности, отмечается в Программе КПСС,— это «укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед». Эстетическое богатство искусства определяется, как известно, многообразием его видов и жанров, тем и сюжетов, конфликтов и характеров, многообразием самых различных художественно-выразительных средств, вне…
Творческая манера, определяющая степень и характер отличия произведений данного художника от произведений всех других, практически выявляет себя и в избранной им теме, и в характере замысла произведения, и в его сюжетном, композиционном, пластическом, ритмическом, колористическом решениях, во всех прочих компонентах художественного творчества, придающих ему столь необходимое в подлинном искусстве индивидуальное своеобразие. Формирование творческой манеры художника зависит от многих причин. Одна из них лежит в характере той действительности, которая окружает художника. Определенный круг жизненных фактов, событий, проблем становится художнику ближе, роднее, доступнее, чем все остальное. Однако направленность интересов художника, характер действительности, к которой он обращается, требует своих выразительных средств. В статье…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...