Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Живопись, будучи пространственным и статическим искусством, изображает, как принято говорить, один момент. Этот момент, однако, выступает как обобщенное зрительное представление. Избранный художником «момент» должен стать основой для воплощения его замысла, его понимания жизни. В таком случае зафиксированный на полотне «момент» много говорит зрителю и о том, что предшествовало изображаемому «моменту», и о последующих за ним событиях. Общие закономерности искусства находят свое специфическое выражение, разумеется, и в живописи. Вопреки современным буржуазным теориям, рассматривающим живопись как деятельность по компоновке линий, красок, форм, ритмов, марксистско-ленинская эстетика признает в качестве первоосновы живописи идейное содержание. Великий Репин дал глубокое и точное определение искусства: «Молодые эстетики…
Вот, скажем, вопрос о рисунке. Нужен ли рисунок живописи? Не поглощается ли он цветом как наиболее специфическим средством этого искусства? Нет, рисунок, как и цвет, является первоэлементом живописи, могучим средством созидания формы, без чего не может быть никакого искусства. Однако рисунок, вступая во взаимодействие с цветом, приобретает в живописи особый характер. Взаимодействие рисунка и цвета имеет длительную историю. На первых ступенях развития живописи эта связь была элементарной и исчерпывалась простым соседством линии и цвета: рисунок (т. е. графическое изображение) просто раскрашивался в условный или локальный (природный) цвет предмета. Вплоть до эпохи Возрождения ведущая роль признавалась за рисунком, он рассматривался как…
Другой взгляд на рисунок заключается в полном его отрицании. Представители модернизма и в теории, и в практике исходят из того, что рисунок в живописи — пережиток, один из рутинных принципов академической школы. Они провозгласили цвет самодовлеющей ценностью в искусстве. В новое время эту тенденцию последовательно осуществляли на практике так называемые пуантилисты, или неоимпрессионисты (Синьяк, Сера и др.), и это завело их в тупик: за разрушением формы неизбежно следовала и утрата всякого содержания. В эпоху Возрождения, когда рисунок был в высшей степени усовершенствован, когда были открыты и применены на практике линейная и воздушная перспективы и введена и разработана техника масляной живописи,…
Цвет в живописи создает ощущение живой глубины и трехмерности изображенного пространства, что и отличает этот вид искусства от графики. Цвет является также средством выражения художественных эмоций и, следовательно, одним из способов «высказывания» художника о предмете. Примечательно суждение С. Эйзенштейна о цвете в одной из его бесед об искусстве: «Цвет начинается там, где он не совпадает с естественной окраской». Вместе с тем, при всех его несовпадениях и отклонениях от «натуры», цвет не абстрагируется от предмета, иначе он теряет смысл. Цвет в живописи изображает форму и окраску предмета. Окраска или цвет предметов не переносятся извне в картину, не имитируются, а изображаются. Даже…
В живописи различаются локальный цвет и цвет тональный. Локальный цвет — это натуральный цвет предмета, не измененный резким освещением или отражениями («рефлексами») других предметов. Несмотря на индивидуальные различия в видении локального цвета, он представляет собой объективное свойство предметов действительности. Тональный цвет — это цвет, по-особому преображенный в картине в целях выражения замысла, настроения, вообще концепции художника. Он всегда подчинен общему цветовому строю картины. Использование этих различных функций цвета, их соотношений зависит от конкретных задач произведения. Чистый локальный цвет, будучи пассивно объективным, может привести к натурализму. С другой стороны, погоня за чистой «тональностью» цвета, уход от реальных предметов с их локальной…
Изобразительные и выразительные возможности цвета неисчерпаемы. По качеству цвета разделяются на хроматические (имеющие «цветность» — желтый, красный, синий и др.) и ахроматические («бесцветные» — белый, черный и все промежуточные между ними градации серого цвета). По психологическому воздействию на человека цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся желтый, оранжевый, красный; к холодным — зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Наконец, благодаря различной хроматической аберрации при восприятии цвета, будучи расположены на одной плоскости, воспринимаются одни как выступающие (близкие), другие как отступающие (удаленные). Наиболее выступающий — красный, отступающий — синий. В конкретном произведении живописи цвет приобретает и особые ассоциативные качества, эмоциональную окраску. Так,…
Идейно-эстетическое, эмоциональное и символическое значения цвета синтезируются в колорите картины. Становление колорита в живописи обязано работе и поискам многих поколений художников. Многие живописцы даже XIX в. понимали колорит как простую гармонию цвета, соответствующую природной гармонии. Так, теоретик передвижников художник Крамской писал: «Колорит в более обширном смысле — общая гармония целого полотна, гармония не выдуманная, а отвечающая законам сочетания дополнительных цветов. Художник-колорист. находит на своей палитре именно тот тон и цвет, какой в действительности есть или каким он большему числу людей кажется». В такой трактовке колорит еще остается в границах обычной натуральности цвета в его чисто оптическом единстве и лишен активности,…
Марксистско-ленинская эстетика далека от того, чтобы «объявлять вне закона» какие-либо приемы и средства искусства, равно как и канонизировать их. Социалистический реализм не предписывает художнику перспективное изображение и не запрещает плоскостное, как не отрицает и локальный цвет и «графичность» живописи. Социалистический реализм в живописи предполагает использование всех достижений искусства, всего богатства форм и стилей. По назначению и характеру связи со зрителем живопись разделяется на монументальную и станковую. Монументальная живопись рассчитана на массового зрителя и в известной мере на беглое восприятие изображения. Эта живопись оформляет и украшает общественные здания и связана по содержанию и форме с архитектурными ансамблями (вокзал, театр, площадь, ресторан…
Произведения станкового искусства не связаны непосредственно со средой, не входят в какой-либо архитектурный или природный комплекс, а живут самостоятельной жизнью. Они хранятся обычно в картинных галереях, музеях и могут «путешествовать» в составе передвижных выставок. Картины, вмонтированные в стену здания, получили название панно. Станковая живопись выработала многообразную технику и приемы изображения. В основе деления живописи на жанры лежит обращение художника к изображению разных сторон действительности. Основными жанрами живописи являются: тематическая картина с ее подразделениями на историческую, батальную, маринистскую, бытовую, или жанровую, живопись; портрет; пейзаж; натюрморт. Графика. Если мы зададимся вопросом, какой вид искусства является наиболее популярным, распространенным и общедоступным, с которым…
Графика имеет много общего с живописью, однако представляет вполне самостоятельный вид искусства: рисунок (черта, линия) и изобразительная плоскость — вот главные средства создания образа в графике. Будучи самостоятельным видом искусства, графика принципиально отличается от живописи как по форме, так и по содержанию. Преобладающим элементом или первоосновой в графике является рисунок, хотя широко используется и цвет. Первооснова живописи — цвет, без него нет живописи, вместе с тем и живопись часто использует всю полноту выразительности линии, рисунка. Однако не само по себе преобладание рисунка или цвета разделяет графику и живопись. Специфика формы того и другого искусства состоит в различном отношении их к…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...