Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Живопись воссоздает живое, т. е. трехмерное, пространство, в котором предметы освещены и окрашены соответственно их удаленности от изобразительной плоскости и положению в пространстве. Поэтому живописное изображение по необходимости нуждается в раме, чтобы ограничить реальную вещественность плоскости от той иллюзорной вещественности, которая создается живописцем в картине. Разумеется, практика изобразительного искусства не укладывается в эти строгие границы. Все зависит от идейно-эстетических задач, которые ставит перед собой художник. Иногда живописец нарочно добивается графичности изображения, а график — живописности. Эти свойства зависят и от изобразительной техники, и от материала. Отношение к пространству не одинаково в различных направлениях и школах живописи. Так, импрессионисты стремились к…
Графика отличается от живописи и своим особым, специфическим содержанием. Графика не стремится воспроизвести, как живопись, все богатство и полноту чувственного облика явления. Опираясь на зрительный и вообще на жизненный опыт, графика ставит своей целью обобщить и по-своему осмыслить и осветить наиболее общие, злободневные, актуальные проблемы и явления преимущественно современной действительности. Отсюда ее особые свойства: сравнительно быстрый отклик на текущие события, массовость, общедоступность (в связи с возможностью тиражирования произведений), ясность, простота и лаконичность форм; обобщенность и экспрессивная заостренность образов. Графика располагает возможностью раскрывать тему, создавая серию рисунков. Графика прошла длительный путь развития, начиная от древнейших наскальных изображений вплоть до современного эстампа.…
Откликаясь на злободневные вопросы жизни, она находит широкое применение в периодической печати (особенно популярен жанр карикатуры). Графика отличается мобильностью и доходчивостью, что позволяет ей играть огромную роль в идейно-политическом и эстетическом воспитании народа. Музыка отражает многообразие реального мира в форме звуковых художественных образов, присущих лишь этому роду искусства. «В музыке может отражаться вся жизнь человеческая,— говорит композитор А. Н. Серов,— в той степени, как она волнует душу чувством отрады со всеми бесконечными оттенками этих чувств» Поднимая философские проблемы, волнующие каждого человека: жизни и смерти, любви и ненависти, радости и страдания, борьбы зла и добра,— музыка глубоко и многосторонне раскрывает сущность…
Человек наблюдал жизнь природы, подражал пению птиц, реву животных, в ритуальных танцах имитировал повадки зверей, улавливал четкий ритм трудовых процессов. Для имитации трудового ритма возникли ударные музыкальные инструменты типа барабана, тимпана, трещоток; для усиления человеческого голоса служили морские раковины, дудки. Лук с натянутой тетивой, издававшей мелодичные звуки, стал праотцом современной арфы, лютни. Потребность воспроизводить отдельные звуки, чтобы объединить усилия группы работающих, вылилась в несложные ритмические мелодии. Появилось элементарное чувство ритма, способность воспринимать различные звуковые интонации как выражение определенных эмоций — радости, печали, гнева. Человек сознательно отбирает определенные звуки для выражения тех или иных эмоций. Мелодия начинает приобретать характер самостоятельного выражения…
Марксистско-ленинская эстетика рассматривает музыку как один из элементов художественного развития человечества, обусловленный закономерностями исторического развития общества. Как и все виды искусства, музыка имела свои моменты подъема и упадка. Каждая историческая эпоха порождала определенные художественные формы, художественные методы, стили, в которых наиболее полно выражались идеалы данной эпохи. Богатство отражаемого жизненного материала определяет многообразие музыкальных жанров: опера (оперетта, музыкальная комедия), симфоническая музыка (симфония, увертюра, симфоническая поэма и др.) и камерная музыка (соната, квартет, романс). Часто музыка тесно связана с поэзией (песня, Оратория, опера), с танцем (балет).
В зависимости от способа исполнения музыка делится на вокальную (соло, хор), инструментальную (симфонический оркестр) и вокально-инструментальную (хор, соло, оркестр). Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и ритмических соотношений. Лад — это система взаимосвязей музыкальных звуков. Мажорные и минорные семиступенные лады являются основными в нашей музыке, обладают определенными эмоционально-выразительными возможностями и несут соответственную эстетическую нагрузку. Пренебрежение ладовыми закономерностями ведет к разрушению музыкального образа. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Мелодия — художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность художественного образа.
Многие столетия музыкальная история знала одноголосную (гомофонную) систему. В Древней Греции, например, несколько арф или хор певцов исполняли одну мелодию в унисон, усиливая звук. И лишь в эпоху Возрождения Европа позаимствовала у англичан музыкальное многоголосье (полифония). Современная симфоническая и оперная музыка полифонична, она содержит, как правило, несколько одновременно гармонически звучащих самостоятельных мелодий. Общие принципы ее композиции (построения) соответствуют закономерностям музыкальной драматургии. Важным средством выразительного языка музыки является гармония и интонация. Гармония — закономерное объединение согласующихся музыкальных тонов в созвучия. Интонационная окраска мелодии очень выразительно может передать различные оттенки чувств: радости и страдания, лирической приподнятости или торжественности. Определенные эмоции вызываются определенными…
Каждая эпоха вырабатывала относительно устойчивые типы музыкальной формы, основанные на определенных принципах воплощения музыкального образа. Музыкальная практика закрепляла достижения и отбрасывала неприемлемые формы. Исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности получила название стиля. Можно отметить стиль эпохи Возрождения, венской классической школы музыки и др. Различные направления в искусстве: классицизм, романтизм, реализм, формализм — возникали под непосредственным влиянием эстетических вкусов и эстетических идеалов различных социальных групп данной эпохи. И возникали новые традиции. Так, оперу Дж: Верди сменила музыка Р. Вагнера, принесшая новые идеи; XX век также выявил новые тенденции в музыкальном искусстве, новые формы. Специфическим для музыки…
Музыкальный образ складывается из мелодического и интонационного целого, которое благодаря всей системе выработанных в вековой общественной практике человека условных звуковых обозначений его различного душевного состояния передает настроение праздничности, радости, тревоги, горя, торжественности, возмущения. Так, тонким причудливым рисунком очерчен поэтический образ Шехеразады в одноименной симфонической поэме Римского-Корсакова. Когда исполнялась пятая симфония Бетховена, в которой воплотились славные образы революции, прозвучал призыв к оружию, тысячеустые возгласы народных масс, шум площадей, «ветераны французской революции» вставали, восклицая: «Свобода! Равенство! Братство!» Развитие музыкального образа во времени, в контрастных сопоставлениях, в богатстве интонаций, в борьбе страстей придает музыке удивительную силу и выразительность. В музыкальном образе общее, типическое…
В оперной и балетной музыке либретто и слова арий довольно четко определяют идейно-художественное содержание отдельных тем. Здесь музыкальный образ, созданный благодаря творческому взаимодействию композитора, режиссера, оркестра и актера, специфически воздействует на слушателя. Ц. Кюи отмечал, что в вокальной музыке поэзия и звук — равноправные державы. Они помогают друг другу: слово сообщает определенность выражаемому чувству, музыка усиливает его выразительность, дополняет недосказанное. Оба сливаются воедино и с удвоенной силой действуют на зрителя. В симфонической музыке, как правило, нет конкретно зримого героя, как в живописи, не указано место действия. Образ действительности создается целой системой музыкальных образов, воплотивших идейно-эмоциональный настрой художника, его чувства, думы,…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...