Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Так, музыка опирается на интонацию человеческого голоса, по-своему ее трансформируя и обогащая ритмом, гармонизацией звукосочетаний и т. д. Архитектура, которая часто противопоставляется изобразительным искусствам, также опирается на природные формы. Это неоднократно подчеркивал выдающийся зодчий нашей современности Ле Корбюзье. Он отмечает, что линии (прямые и ломаные, прерывные и непрерывные), горизонтали и вертикали — это своеобразные константы природы, оказывающие непосредственное чувственно-эмоциональное воздействие на человека. «Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол — это как бы интеграл сил, поддерживающих мир в равновесии», он «обладает, определенным преимуществом перед всеми другими углами: он единственный и постоянный». «Задача в том, — говорит Корбюзье,— чтобы все части архитектурного…
Драматический род литературы своеобразно синтезирует возможности двух других — эпического и лирического. Предметом изображения для драматического писателя, как и для эпического, является внешний по отношению к нему мир: различные явления, события, характеры. Однако все это воплощается только и исключительно в лирическом самовыявлении действующих лиц, в Их речи. В драме, как на это указывал еще Аристотель, выступают лишь сами действующие лица, непосредственно же звучащего авторского голоса, повествующего или описывающего, в ней нет. Это, конечно, ограничивает по сравнению с эпосом возможности драмы в передаче всей полноты характеров и событий, но зато лирическое самовыявление действующих лиц, осуществляющееся в живой игре актеров, определяет наибольшую…
Эпический, лирический и драматический роды поэзии не отделены друг от друга глухой стеной. Напротив, в своем развитии они оказываются во все больших связях и взаимодействиях друг с другом. В эпические произведения естественно вторгаются живые драматические сцены. В драматических произведениях из речей различных действующих лиц мы получаем широкое представление о связях изображаемых характеров с определенными обстоятельствами общественной жизни. Лиризм же присущ любому художественному произведению, так как писатель неизменно соотносит все изображаемое им со своим понятием и оценкой, со своими идеалами жизни и человека. Разделение поэзии (художественной литературы) на различные роды и виды характеризует ее движение, условно говоря, по горизонтали, так как…
Чтобы понять значение прогрессивных художественных методов в развитии литературы, их конкретные особенности и цели, возьмем в качестве примера две высшие модификации реализма: критический реализм, достигший своего бурного расцвета в классической литературе прошлого века, и социалистический реализм, получивший первоначальное выражение в творчестве основоположника этого метода А. М. Горького и продолжающий победоносно развиваться в настоящее время. В XIX в. в условиях буржуазного господства противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми приобрели небывалую в истории остроту и силу. Важнейшей задачей передовой литературы явилось критическое изображение буржуазной действительности, основанное на объективно верном отражении того, что было характерно для жизни той эпохи. Художественные произведения великих писателей этого…
Задача, которая встала перед реализмом на новом этапе исторического развития,— показать начало революционного преобразования мира — наиболее успешно была решена в русской литературе третьего периода развития освободительного движения в России, когда революционную борьбу возглавил пролетариат. В 1905 г. появилась статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», в которой были определены основные черты литературы будущего, характеризующие ее как новый тип отношения искусства к жизни. Впервые с реалистической полнотой и правдивостью показал процесс революционного развития жизни, типичные черты нового борца — пролетарского революционера — и типичные условия его классовой борьбы великий пролетарский писатель А. М. Горький в повести «Мать», которую…
Искусство — это необозримый океан художественных произведений, созданных народами всех стран мира на протяжении многих эпох. Это могучий поток творчества всего человечества, берущий начало в далеком прошлом. Когда мы рассматриваем искусство как процесс художественного развития, как важнейшую часть духовной жизни общества, то возникает необходимость выяснения закономерностей его исторического развития. Понимание этой проблемы основывается на марксистско-ленинской теории отражения, признающей, что сознание, отражая объективную действительность, в то же время является орудием ее преобразования. Художественное произведение вызывается к жизни назревшими общественными потребностями. Оно раскрывает сущность и ведущие закономерности жизни с целью воспитания человека и преобразования общества в целом. Искусство — важное средство познания…
Однако это не значит, что идейное содержание творчества автоматически обусловлено принадлежностью художника к тому или иному классу. Вопрос этот гораздо сложнее. Например, А. Н. Толстой сформировался как человек и художник в дворянской среде, но под воздействием революционной действительности он постепенно переходит на идеологические позиции пролетариата. Таких примеров множество и в русском, и в зарубежном искусстве. Даже в тех случаях, когда художник считает себя свободным от политики,— это ни больше, ни меньше как самообман. Самые «безобидные» — лирические и пейзажные — стихи русских поэтов «чистого искусства» 80-х годов XIX в., становясь преобладающими в их творчестве, свидетельствовали о стремлении уйти и увести…
Герберт Уэллс и Джон Рид приезжали в Россию вскоре после Октябрьской социалистической революции, но смотрели па нее разными глазами и увидели разное: Уэллс — Россию во мгле; Рид — зарю возрождения всего человечества. Разное мировоззрение—разная, позиция, разные картины жизни. Однако неправильно понимать сознательность творчества и подчиненность его социальному интересу как голую рассудочность, как грубую тенденциозность, логическую регламентацию каждого элемента творческого процесса соотнесенностью с классовой направленностью. Воздействие произведения искусства зависит от всего образного строя его, а не от дидактического морализирования. Своеобразие художника в том, что он не наставляет, а живописует. Художественное творчество обусловлено мировоззрением художника, его идеалом. От этого зависит, какие…
Мировоззрение, выражающее идеологию прогрессивных классов, интересы народных масс, дает возможность более глубокого и правдивого отображения жизни в ее основных проявлениях, ибо объективное, поступательное развитие истории связано с устремлениями революционных классов и партий. Идейная и классовая ограниченность мешают художнику быть до конца последовательно правдивым, с полной отчетливостью видеть, понимать и изображать жизнь. Даже у таких гениальных писателей, как Л. Толстой или О. Бальзак, слабые стороны мировоззрения отрицательно сказывались на творчестве. В этом же мы можем убедиться на примере творчества и некоторых художников XX в. Э. М. Ремарк —писатель-демократ, антифашист. Но идея абстрактного гуманизма, неверие в революционное переустройство общества делают его творчество…
Ложные идеи, если они увлекают даже революционного писателя, неизбежно находят отражение в его творческом методе, в уменьшении глубины типизации, в снижении уровня мастерства. Общепризнано, например, что «Исповедь» — срыв М. Горького как художника, обусловленный увлечением «богостроительством». И в «Исповеди» есть яркие реалистические страницы, но нередко автор уклоняется к абстрактному психологизированию, к рассуждениям на религиозно-эстетические темы вместо полнокровного изображения жизни. Надо иметь в виду и то, что нередко мировоззрение художника не, обладает целостностью, классовой определенностью. Оно может быть противоречивым, сложным, содержащим в себе в том или ином переплетении прогрессивные и реакционные тенденции (хотя и в этом случае обычно какие-то из этих…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...