Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Иногда вопрос о социальной обусловленности художественного творчества смешивают с вопросом о партийности, партийность искусства толкуют очень широко, говорят, что искусство всегда и везде партийно и т. п. Другая крайность в том, что партийность понимают слишком узко, считают, что партийным искусство может быть только в эпоху империализма. Порой рассматривают партийность еще уже, только как коммунистическую (пролетарскую) партийность, вообще отрицая при этом партийность буржуазную. Чтобы не впадать в ту или другую крайность, надо ясно представлять сущность ленинского понимания партийности идеологии, в частности искусства. Создавая учение о партийности искусства, Ленин обобщил опыт мирового художественного процесса, опираясь на лучшие достижения прогрессивной эстетики прошлого, в…
Вопрос о партийности применительно к искусству Ленин разрабатывает в работе «Партийная организация и партийная литература» (1905). В обстановке подъема революционного движения, когда расширились возможности легальной пролетарской печати, эта статья была чрезвычайно актуальной. Надо было отчетливо противопоставить буржуазной идеологии пролетарскую идеологию, пролетарскую позицию в литературе. Это было тем более необходимо, что одним из идеологических орудий буржуазии в это время стал лозунг беспартийности, который как мода захватил разнообразные круги общества. Претендовал на высокую объективность и справедливость аполитичности декадентский журнал «Весы» (именно на его страницах реакционный писатель В. Иванов противопоставил идее классовой борьбы идею «соборности искусства», якобы объединяющей воедино все литературные направления). Л.…
Буржуазной идее беспартийности, надклассовости искусства, Ленин противопоставляет принцип социалистической пролетарской партийности, призывая «развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме». Говоря о необходимости руководства партии литературным делом, о том, что пролетарская литература должна быть «колесиком и винтиком» «единого, великого социал-демократического механизма», Ленин вместе с тем подчеркивает, что «литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством», что, руководя этим делом, «безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию», что «литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями…
Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий. Беспартийность есть равнодушие к борьбе партий. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует. Кто равнодушен в современной Европе к господству буржуазии, тот молчаливо поддерживает буржуазию»4. Идеологическая борьба в капиталистическом обществе — прежде всего борьба пролетарской и буржуазной идеологий. Противоположные идеалы, устремления и, цели антагонистических классов особенно полно и четко выражаются именно в их партийности. Партийность искусства — это классово определенная категория, обусловленная высоким уровнем классовой борьбы и классовых противоположностей. Борьба и противоположность интересов, само собой понятно, предполагают не один, а но крайней мере два борющихся…
Партийным является и буржуазное искусство. Ф. Энгельс говорил о Д. ДефО как о характерном выразителе взглядов буржуазии, создателе типического образа Робинзона Крузо, воплотившего в себе идеал буржуа раннего периода развития буржуазии. Открыто провозглашали и пропагандировали антифеодальную систему воззрений, вдохновляли на классовую борьбу молодую тогда буржуазию Вольтер и Дидро, Руссо и Бомарше. Придя к власти и расправившись с якобинцами, французская буржуазия отказалась от революционных лозунгов. Но и в это время она нашла выразителей своей «новой» идеологии в творчестве Скриба, Марриэта, де Кока и сотни других писателей, которых Горький называл «типичными добрыми буржуа», малоталантливыми и ограниченными, как и их читатели. Ярким и…
В истории русской литературы мы также найдем не один пример прямой, открытой реакционной партийности. Здесь и литератор и философ В. Розанов, который призывал пропагандировать аполитичность, видя в этом свою политику, и откровенно об этом заявлял. Здесь и талантливый Гумилев, воевавший против пролетарской революции, против коммунистов гусарской саблей и поэзией, в которой он воспевал право кулака, призывал к сохранению существующего в России социального порядка. Большой интерес в связи с рассматриваемым вопросом имеет ленинская оценка рассказов А. Аверченко. Может показаться противоречивым то, что Ленин критикует этого писателя как реакционно-буржуазного, но в то же время отмечает его талантливость, проявляющуюся особенно ярко, когда писатель…
В качестве прямых, открытых выразителей фашистской идеологии, обслуживавших гитлеровский рейх и сыгравших немалую роль в одурманивании немцев, можно назвать «писателей-штурмовиков» с титулами «штурмхауптфюрер» или «рейхюгендфюрер»: Генриха Анакера, Фридриха Бетге и др. Подобную же идеологию проповедует и неофашистская литература современной ФРГ, предсказывающая «пришествие нового Гитлера», яростно пропагандирующая расовое превосходство германцев, призывающая к расправе с демократами и либералами. Различны по своим эстетическим достоинствам произведения развивающейся ныне на буржуазном Западе «массовой культуры». Но ясно одно, что общественная функция «поп-арта», «китча» и других форм этой «культуры» — одурманивание голов миллионов людей, отвлечение их от истинного искусства, имеющего неподдельную эстетическую ценность и прогрессивную социальную направленность,…
Однако в большинстве случаев буржуазные идеологи действуют изощренно, замаскировано. Они ведь обращаются не только к своему классу, с которым они могут быть откровенны. Они заинтересованы также в том, чтобы в определенном направлении воздействовать на массы угнетенных, эксплуатируемых тружеников, привить им покорность и социальную пассивность, представить в их глазах своекорыстные буржуазные интересы как интересы всего общества, как общечеловеческий идеал. Выразители и проповедники буржуазной идеологии и не могут поступать иначе. Такова логика классовой борьбы. Они вынуждены скрывать свои истинные цели, представляться друзьями народа, объявлять себя беспартийными гуманистами и демократами. В противном случае они обречены на разрыв с народом, полную потерю его доверия.…
Партийность социалистического искусства определяет боевую позицию художника, его стремление активно вмешиваться в жизнь, не быть пассивным ее отображателем,. Советского художника прежде всего отличает страстная борьба за коммунистические идеалы. Коммунистическая партийность—основной идейный принцип творческого метода советского искусства — социалистического реализма. Искусство, проникнутое боевой партийностью, глубоко и правдиво отображает жизнь, показывает ее в диалектическом развитии. Творчество крупнейших писателей социалистического реализма является живым воплощением коммунистической партийности. Горький все свое творчество сознательно и самоотверженно посвятил народу и революции. И дело здесь не в формальной принадлежности к партии, а именно в идейной устремленности. Яркой коммунистической партийностью отличаются такие произведения, как «Железный поток» А. Серафимовича и…
Партийность не выступает оголено, прямолинейно, она выражается не в декларациях, не в формулировке задач и целей творчества, а проявляется в самой системе художественных образов, в характере отбора, художественного обобщения и эстетической оценки жизненного материала, в сущности эстетического идеала художника, в конкретно-чувственной, эмоционально эстетической художественной форме произведения. Поэтому-то так важен вопрос об эстетической специфике партийности или, говоря иными словами, о партийности в искусстве как эстетической категории. Наиболее полно и органично партийность в искусстве выражается в эстетическом идеале. Мировоззрение художника, классовые задачи и цели проявляются в творчестве не в форме внешней дидактической тенденции, а именно через посредство эстетического идеала, который всегда классово…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...