Виды искусства
Виды искусства

Виды искусства

Эстетический идеал в искусстве выступает по-разному: как критерий оценки жизненных явлений; как сила, направляющая творческий процесс; как важнейшая часть идейно-эстетического содержания художественного произведения. Даже тогда, когда у художника еще нет замысла конкретного произведения, когда он («просто наблюдает жизнь», преимущественное внимание его именно к этим, а не к иным участкам действительности есть проявление идейной позиции, эстетической оценки, которая возникает на основе сопоставления с эстетическим идеалом. Эстетический идеал является критерием и регулятором творчества не только при возникновении замысла, когда образ вызревает в воображении автора, но и тогда, когда художник придает образу материальное существование. Им же обусловливается выбор тех или иных изобразительных и…
Чаще всего, говоря об эстетическом идеале, мы имеем в виду его воплощение в самом произведении. Эстетический идеал прежде всего выражается в картинах общественной жизни и в образе человека, поскольку именно они занимают центральное место в содержании искусства вообще. При историческом рассмотрении искусства мы каждый раз убеждаемся, что эволюция общественных идеалов порождает и в сознании художников новые концепции личности, новых положительных героев. В соответствии с исторической эволюцией идеалов возникали и новые, эстетические задачи перед художниками, новые концепции личности. Поиски героя, выразителя идеала, характерны для искусства, начиная с первых, его шагов. Возьмем пример из русской литературы. Уже в «Слове о полку Игореве»…
Упадок и деградация, свойственные современной реакционной буржуазной литературе, наиболее резко и определенно сказываются в гибели идеалов. Обесчеловеченное, безыдеальное искусство, отказывающаяся от проблемы идеала эстетика — свидетельство прогрессирующей деградации буржуазного эстетического сознания. «Идеалы — это опасность», — вещал еще Ницше. Современные модернисты на все лады повторяют эту формулу, пытаются обвинить в безыдеальности даже советских писателей, представить безыдеальность в качестве общей закономерности современного искусства. Для упадочнического искусства Запада характерны эстетизация зла и порока, отрицание морали и гуманности. Этому служит и создание образов героев — носителей подобных «идеалов». У беллетриста-криминалиста Франка Фарреса (США) — это изощренные убийцы, у других — безумцы, гомосексуалисты, гангстеры.…
Он утверждает анархический бунт, абстрактную свободу. Если обратиться к трактовке героической личности другим экзистенциалистом — Ортегой-и-Гассетом, то мы снова увидим понимание идеала как сознательного отказа от части своей личности, «порабощенной социальностью», как ухода внутрь своего личного «я», не связанного с обществом. Этот абсолютный индивидуализм сопровождается недоверием и чуждостью другим людям, постоянной тревогой, чувством тягостной вины и ответственности перед абстрактным человечеством, ощущением рокового трагизма жизни вообще. Герой экзистенциализма, разумеется, вне социальной борьбы, он считает бессмысленными какие-либо усилия для переустройства мира. Социалистическое же искусство вдохновляется смелым и оптимистическим взглядом в будущее, верой в жизнь и в человека. Коммунистическая партийность находит все более…
Задача советских художников — отразить все стороны жизни, создать различные положительные образы, а не ограничивать себя искусственно придуманным эталоном героизма. Наш возвышенный идеал — коммунизм. Его воплощение — главный критерий оценки произведений социалистического реализма. Открытая, страстная защита и утверждение завоеваний социалистической революции, сознательное и последовательное отстаивание интересов трудящихся, коммунистических идей, ясность идейных позиций всегда сопутствовали крупным достижениям советских, социалистических художников. Поэтому вполне естественно, что партия всегда исходила из ленинского принципа необходимости партийного руководства художественным процессом, как и любым другим важным партийным делом. В беседе с Кларой Цеткин Ленин говорил: «Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда…
Если мы обратимся к истории советского искусства, то убедимся, что партия на всех этапах стремилась следовать этому ленинскому завету. Она давала верное направление развитию искусства своими постановлениями, поддерживала прогрессивное, новое, боролась с идеологически враждебным. Уже в 1920 г. Ленин написал проект резолюции Всероссийского съезда Пролеткульта «О пролетарской культуре», в котором были четко определены действительные пути формирования новой, пролетарской культуры и осуждены попытки лидеров Пролеткульта отделить ее как от лучших достижений культуры прошлого, так и от руководства партии. Основная идея этого документа была развита в речи Ленина на III съезде комсомола, а позднее — в Резолюции ЦК РКП (б) «О политике…
Наши идеологические противники твердят, что партийность, партийное руководство связывают творчество, утверждают, что свобода творчества заключается в абсолютной независимости личности от общества, от борьбы классов и т. д. Нет нужды подробно доказывать, что эти рассуждения — злая ложь. Это ясно доказал Ленин еще в 1905 г.: «господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас…
Подлинная свобода творчества возможна только в условиях социалистического общества. Коммунистическая партийность, совпадающая с интересами миллионов масс  трудящихся и соответствующая в своих выводах объективным закономерностям общественного развития, приводит нас к истинному пониманию вещей, к самой глубокой жизненной правде. Мы исходим в определении свободы творчества и принципа партийности из социально-классовых причин, а не из абстрактных философствований в отрыве от жизни, от классовой борьбы. Понимание свободы творчества в социалистическом обществе основано на марксистском учении о свободе и необходимости. Исходя из него, мы считаем, что свобода — это не анархический произвол личности в духе экзистенциализма, не считающейся с объективными закономерностями развития. Свобода — это…
Свой долг писатель видит в борьбе за интересы народа, в служении народу. В этом подлинная свобода творчества, и ни о какой другой, абсолютной свободе творчества говорить не приходится. Рассуждения об абсолютной свободе, о независимости художника от общества являются лицемерным прикрытием реакционной партийности, интересов угнетательских классов, не заинтересованных в обострении классовой борьбы, в обнажении и четком обличении классовых противоречий. В современных условиях буржуазного общества разглагольствования о полной свободе художника обозначают лишь стремление создать свободу для модернизма, оправдать отход искусства от реальной действительности и борьбу против партийности творчества. Ленинский принцип партийности и в дореволюционных условиях, и в советское время неоднократно подвергался атакам…
Подлинное искусство социалистического реализма приходится отстаивать и развивать в условиях все обостряющейся борьбы двух идеологий. Не исключена возможность влияния буржуазного модернистского искусства па отдельных художников и писателей, недостаточно принципиальных и последовательных в своих взглядах. Вот почему партия уделяет такое большое внимание вопросу о партийности искусства. На XXIV съезде КПСС была дана партийная, оценка достижений и недостатков современного искусства. В Отчетном докладе ЦК КПСС и в выступлениях писателей — делегатов съезда говорилось об укреплении принципов социалистического реализма, о борьбе против враждебных тенденций и непримиримости к ним, о партийности и народности искусства, об ответственности писателей и художников за свою собственную «эстетическую культуру»…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...