Статичность скульптурного образа

Оценить
(0 голоса)

В эстетических теориях обычно подчеркивается статичность скульптурного образа. Это верно лишь в том буквальном смысле, что художник как бы останавливает время и навечно закрепляет избранное им мгновение. Однако А. В. Луначарский не случайно возражал против утверждения, будто лишь «неподвижное есть предмет пластики». Он считал и скульптуру способной «передать в статике динамику». Действительно, скульптурная форма, изображая даже «покоящееся тело», является активной, действующей.

В природном предмете все формы, будучи одинаково реальными, существуют на равных правах для зрительного восприятия. В скульптурном образе, хотя он тоже предстает перед нами как физическое тело, вся его «материя» служит выражению художественного замысла. Скульптор не просто воспроизводит реальные формы, а преобразует их. В одних случаях он устраняет формы, безразличные к идее произведения, в других ограничивается лишь слабым намеком на них, а иногда и вовсе не выявляет их, оставляя материал необработанным. Даже такой, казалось бы, нейтральный компонент натуры, как волосы (прическа), не просто изображается похоже, а именно трактуется автором соответственно художественному замыслу. Таким образом, формы в скульптуре, являющиеся результатом отбора и творческого преобразования природных форм, предстают как ясная и четкая структура духовного содержания. Скульптура, по выражению Гегеля, «гасит» в образе «все стороны» обыкновенного природного существования, которые не соответствуют определенному содержанию, подлежащему изображению. Поэтому скульптурный образ, как правило, не нуждается в имитации цвета изображаемого предмета. То же самое происходит и с изображением пространства. Будучи трехмерным, и в этом смысле вполне реальным, пространство в скульптуре в то же время условно: оно принадлежит тем фигурам, тем образам, которые живут в нем. В эстетическом отношении это означает, что  вся скульптурная группа воспринимается как целостный, единый образ. Это художественное пространство по воле скульптора может быть ограничено плоскостью, фоном, тогда возникает рельеф.

Скульптурный образ
Образы-символы
Виды скульптур
Живопись
Живопись

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...