Воспитание человека
Воспитание человека

Воспитание человека

Воспитание человека, гражданина, борца, одним словом, полноценной личности немыслимо без формирования в ней чувства возвышенного. Моральная, интеллектуальная дряблость, мягкотелость и трусость в мышлении, как справедливо заметил Шеллинг, говоря о возвышенном, «уклоняются от этих высоких зрелищ, которые являют им страшную картину их собственной ничтожности». Формы проявления возвышенного разнообразны. Оно может выражаться непосредственно во всем величии безмерной грандиозности или хаотичности форм (бурный океан, землетрясение, картина боя). Возвышенное нашло отражение во всех видах искусства. Некоторые виды искусства, как, например, архитектура, монументальная скульптура, носят преимущественно возвышенный характер, причем на ранних ступенях развития культуры ярко выражен количественный принцип в искусстве. Примером возвышенного в архитектуре могут…
В основе трагического лежит противоречие. Но это противоречие — не случайность, не результат ошибок или пороков человека. Трагическое отражает глубочайшие противоречия бытия, конфликты вполне закономерного развития человеческого общества. Эти противоречия неизбежны и преодолеваются в бескомпромиссной суровой борьбе. Поэтому в трагическом раскрываются титанические страсти и характеры людей, их несокрушимая воля в борьбе за свои идеалы. Трагических героев не страшат страдания и гибель. Обычно трагическое глубоко скрыто за пестрой поверхностью обыденной жизни. Созерцание трагического становится доступным главным образом через искусство, где человеческая жизнь предстает в самых величественных ее проявлениях. Но трагическое существует и в самой жизни. Оно возникает чаще всего в переломные…
Одна из особенностей трагического конфликта состоит в том, что в нем нет простой случайности или преходящих моментов: конфликт этот — сама жизнь в ее «глубоком течении», закономерные противоречия самой жизни. «Непосредственно трагическое заключается в том, что в пределах такой коллизии обе противоположные стороны сами по себе правомерны. с другой стороны, они в состоянии провести подлинное положительное содержание своей цели и характера лишь как отрицание и ущербление другой, такой же правомерной силы». На правомерность обеих сторон трагического столкновения указывал и Маркс. Покуда старый режим как существующий миропорядок боролся с миром, еще только нарождающимся, на стороне этого старого режима «стояло не личное,…
Существует понятие трагической вины. По существу, это «безвинная вина», которая состоит в том, что герой сознательно, по собственной воле, а не в силу тяготеющих над ним обстоятельств «преступает» установившиеся нормы жизни и, преодолевая любые преграды и угрозу смерти, идет к своей цели. Поэтому-то честь великих характеров — «сделаться виноватыми». Для эстетической структуры трагического характерно, что самый конфликт, условия и развязка воспринимаются как некое единство и целостность. Но это единство взаимополагающих начал, полярных отношений. Еще Аристотель заметил, что трагедия вызывает сострадание и страх и завершается «катарсисом» (очищение). Современный греческий философ-коммунист К. Варналис, имея в виду трактат Аристотеля, пишет: «Трагедия не подавляет…
В основе комического лежит противоречие, внешне выражающееся в несоответствии, контрасте формы и содержания. Это противоречие может выступать также в виде «перевернутых» отношений причины и следствия, обстоятельств и действия, сущности и явления. Это чувственно воспринимаемое «раздвоение» предмета и создает комический эффект. В комическом обе стороны противоречия не являются внешними друг другу, они соотносительны и связаны не формальной, а жизненной реальной связью. В качестве такой связи и выступает человеческая глупость, наивность, чванство — все неисчерпаемое множество общечеловеческих, социальных, нравственных и других пороков. Одно дело, когда артист, желая посмешить публику, надевает на голову какую-то коробку. Здесь налицо противоречие, но чисто формальное. Другое дело,…
Эстетическое переживание комического выражается в смехе со всеми его эмоционально-психологическими и смысловыми оттенками. Не всегда комическое бросается в глаза, иногда оно глубоко спрятано под поверхностью явлений, и его надо увидеть, распознать, обнажить. Юмор и сатира представляют собой формы эстетической оценки действительности, сознательного и целенаправленного выявления комического противоречия. Широко использует юмор и сатиру искусство при изображении комического. Юмор — это добродушная насмешка, раскрывающая отдельные пороки и недостатки, присущие даже положительному предмету или явлению. Д. Фурманов, например, с юмором изображает своего любимого героя Чапаева. В основе юмора всегда лежит противоречие, через которое и раскрывается смешная сторона ха- рактера, поступка, действия и т.…
Беспощадное и бескомпромиссное отрицание и обличение не отдельных черт, а всего объекта, всего явления в целом. Такими объектами сатирического изображения могут быть отдельные человеческие типы, те или иные стороны быта, различные явления социальной и политической жизни. Сущность сатиры в том, что это не просто критика, а критика по-особому заостренная и утрированная. По определению Чернышевского, сатирическое направление отличается от критического как его крайность, не «заботящаяся об объективности картины и допускающая утрировку». Это значит, что в сатирической картине или портрете опускаются все положительные и «нейтральные» черты объекта и выпукло, подчеркнуто, «с режущей прямолинейностью» (Маяковский) изображается отрицательное. Но где же эта пружина, эти…
По поводу происхождения искусства за последние два-три века создано немало, различных теорий. Многие из них имеют односторонний характер, абсолютизируя лишь один из факторов происхождения искусства и отбрасывая все остальные. И поэтому ни одна из них не может быть признана подлинно научной. Наиболее популярными в современной буржуазной эстетике являются две концепции происхождения искусства — «теория игры», объясняющая возникновение искусства вследствие «естественной» страсти человека к играм, присущей ему изначально, биологически, и «теория магии», определяющая искусство как выражение религиозно-культовых устремлений первобытного человека. Кроме того, бытуют «теории», в основе которых лежит откровенно идеалистический подход к объяснению истоков искусства, совершенно игнорирующий его связи с объективной…
Г. В. Плеханов, много занимавшийся проблемой происхождения искусства, на основе богатейших материалов различных археологических раскопок пришел к выводу, который и по сию пору остается в марксистско-ленинской эстетике основополагающим: «Труд старше искусства. Человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» Все первобытное искусство (наскальные рисунки, роспись предметов охоты и быта, резьба, статуэтки, ритуальные танцы и песни) тематически связано лишь с тем, что оказывалось в ноле зрения первобытного человека. И никогда еще мы не находили здесь изображений, скажем, тех животных, птиц, той природы, которых не существовало…
Итак, искусство формируется уже на ранних ступенях развития общества как необходимое следствие его объективных потребностей. Рост производительных сил общества, расширение трудовой практики человека благотворно влияли и на развитие его духовного мира. Постепенное расширение границ освоения человеком действительности привело в конце концов и к формированию его «эстетического взгляда» на мир, образованию и развитию вначале элементарных, а затем все более сложных эстетических чувств, вкусов, взглядов и идеалов. В эпоху верхнего палеолита (20—30 тыс. лет до н. э.) искусство уже существовало. Наскальные рисунки, различные росписи, украшения предметов охоты и быта, дошедшие до нас, свидетельствуют об умении человека той поры воспринимать действительность «и по…
Страница 1 из 6

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...