Понятие трагической вины

Оценить
(0 голоса)

Существует понятие трагической вины. По существу, это «безвинная вина», которая состоит в том, что герой сознательно, по собственной воле, а не в силу тяготеющих над ним обстоятельств «преступает» установившиеся нормы жизни и, преодолевая любые преграды и угрозу смерти, идет к своей цели. Поэтому-то честь великих характеров — «сделаться виноватыми».

Для эстетической структуры трагического характерно, что самый конфликт, условия и развязка воспринимаются как некое единство и целостность. Но это единство взаимополагающих начал, полярных отношений.

Еще Аристотель заметил, что трагедия вызывает сострадание и страх и завершается «катарсисом» (очищение). Современный греческий философ-коммунист К. Варналис, имея в виду трактат Аристотеля, пишет: «Трагедия не подавляет нас страданием, которое она изображает, не усугубляет трагичность жизни, но освобождает нас от всего этого. И зритель уходит из театра, чувствуя себя не более несчастным, чем прежде, но освобожденным. И не худшим, а лучшим. Великое искусство не стремится напугать нас. Оно передает глубочайший смысл трагической жизни и своей собственной трагичности: идеал, который люди, видя его осуществленным чувственно (при помощи искусства), делают руководящим в своей жизни. Только таким путем трагедия (или любой другой вид поэзии и искусства) становится школой для народа»

Комическое

 Комическое отражает всевозможные пороки, слабости, все мелкое и недостойное человека в человеке, а также все отрицательное в общественной жизни людей, в их быту. Область комического — это проза жизни, ее неприкрашенная повседневность. Диапазон комического широк — от смешных и внешних мелочей быта до глубочайших корней государственной, политической, социальной жизни.

Марксистско-ленинская эстетика отмечает объективный характер комического, которое существует в жизни независимо от человеческого восприятия и эстетической оценки. Примечательно, что Маркс использовал категорию комического для оценки некоторых социальных явлений и для политической характеристики исторических деятелей. Так, Наполеон III фигурирует в работах Маркса в качестве комического персонажа, поскольку формы его деятельности и те политические «позы», которые он принимал, находились в сугубом противоречии с подлинной исторической обстановкой. «История действует основательно,— замечает Маркс,— и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни» . Эти умершие, но цепляющиеся за жизнь формы сохраняют только видимость действительных форм, поэтому-то и «последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия3». С беспощадной иронией пишет Маркс о Наполеоне III, подражавшем своему дяде — Наполеону I: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Луи Блан вместо Робеспьера. племянник вместо дяди».

Противоречие
Эстетическое переживание
Сатира
Происхождение искусства
Происхождение искусства

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...