Центр классического искусства

Оценить
(0 голоса)

Самым адекватным выражением классического идеала (единством идеи и образа) является скульптура, которую Гегель называет центром и средоточием классического искусства вообще. Поскольку в реальном человеческом облике имеются и животные черты, и мертвенное, случайное, безобразное, то «именно искусство должно устранить различие между чисто природным и духовным и придать внешней телесности прекрасный и полностью преобразованный, одушевленный и духовно живой облик». Отсюда идеальность и возвышенность образов, созданных античной скульптурой.

Высшую ступень самопознания духа представляет третья, романтическая форма искусства. Она включает в себя последовательный ряд отдельных его видов — живопись, музыку, поэзию, — трактуемых Гегелем как ступени, по которым дух возвращается в собственное лоно, возвышается «к себе», покидая внешнюю, природную стихию бытия. К романтической форме Гегель относит искусство Средневековья, Возрождения и новейшее искусство. Его содержание обусловлено христианской религией. «Вместо пластического многобожия искусство знает отныне только единого бога, единый дух, единую абсолютную самостоятельность». Христианский бог противостоит природе, как ее творец. Природа становится безбожной и прозаической. Абсолютное и вечное, теперь раскрывается во всем человечестве, в котором делается зримым дух божий.

Собственно религиозная сфера в романтическом искусстве сужается, зато безгранично расширяется область духовной жизни человека. Здесь достигается то, чего не хватало классическому искусству, а именно «человеческого в его обычном понимании», т. е. субъективной единичности, человеческой слабости, особенности, случайности, произвола, непосредственной естественности, страсти и т.д.

Классическое равновесие духовного и телесного
Царство звуков
Проблема классификации видов искусства
Воспитание человека, гражданина, борца
Коллизии в жизни общества

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...