Закаливание маленьких детей
Данная реакция получила обозначение «галоп». Действительно, феноменологически она близка к тому движению у животных, передвигающихся на четырех конечностях, у которых во время бега вначале происходит реакция опоры на передние конечности, а затем на задние. Причем реакция опоры представлена одновременно обеими передними и обеими задними конечностями. Начиная с 6—7 мес., возникает иной способ ползания, при котором вначале происходит опора на левую руку и правую ногу, а далее, после переноса ноги и руки, опора перемещается на правую руку и левую ногу. Подобное чередование, координация имеет место и во время ходьбы взрослых животных. С возрастом увеличивается частота движений ползания, возникает определенный ритм движений,…
Показано, что спонтанные двигательные реакции «кручения педалей велосипеда» или автоматической походки, ползания, в действительности не являются спонтанными. Эти двигательные реакции, так же как и нелокомоторные двигательные реакции типа вздрагиваний, связаны с периодическим характером дыхания ребенка. Они начинают осуществляться при урежении дыханий и уменьшении их частоты, а именно при возникновении состояния гипоксемии. Двигательные реакции приводят к увеличению частоты и амплитуды дыханий аналогично тому, что имеет место при двигательных реакциях типа вздрагиваний [Празников В. П., 1980]. В раннем возрасте у детей многие движения возникают периодически. У детей до 3 мес. дыхание во время бодрствования и сна периодически изменяется, амплитуда и частота дыханий…
В раннем возрасте ребенок не может постоянно и длительно осуществлять локомоторные и дыхательные движения, сосать. Периодичность их необходима для того, чтобы во время пауз между движениями ребенок отдыхал и на смену катаболическим реакциям возникали реакции анаболические, способствующие его росту и развитию. На 7 схематически изображен процесс становления и утраты периодичности функций у детей после рождения. В процессе постнатального онтогенеза впервые возникающие функции реализуются как функции периодические — после нескольких циклов дыхания, сосания, движения наступает пауза, вслед за которой вновь начинает осуществляться движение. По мере роста и развития периодичность функций утрачивается — деятельность органов и систем органов становится ровной и ритмичной.…
Утрата периодичности функций также происходит гетерохронно. Вначале утрачивается периодичность тех функций, которые в первую очередь созрели в индивидуальном развитии, и лишь затем тех функций, которые созрели позднее. Так, периодичность дыхания и сосания утрачивается раньше, чем периодичность движения «кручение педалей». Разновременное становление неритмичности функций есть не что иное, как отражение учения П. К. Анохина о системогенезе и его основного положения — гетерохронии — применительно для постнатального онтогенеза. После утраты неритмичности функций, как видно из 7, она вновь может возобновиться при различных условиях, а именно в условиях эмоционального или иного вида стресса, экстремальных воздействий, при адаптации к новым условиям среды, при переутомлении…
Естественную периодичность движений детей важно учитывать при построении занятий гимнастикой и другими формами закаливания в раннем возрасте. У детей первых месяцев жизни необходимо делать больше пауз между гимнастическими упражнениями, другими закаливающими процедурами, чем у детей более старшего возраста. Иными словами, характер построения движений во время гимнастических упражнений, осуществления других процедур в первые месяцы жизни ребенка должен приближаться к естественным формам периодической двигательной активности. При проведении массажа и гимнастики в раннем возрасте необходимо учитывать тонические рефлексы. Лабиринтный тонический рефлекс: в положении ребенка на спине тонус разгибателей спины и нижних конечностей повышается. Однако данный рефлекс не постоянен даже в первые дни жизни,…
Шейный асимметричный тонический рефлекс: в положении ребенка на спине голову поворачивают в сторону. При этом рука, к которой обращено лицо, разгибается. Рука, обращенная к затылку, сгибается в локтевом суставе. Нижние конечности принимают аналогичное положение, однако в меньшей степени. Рефлекс проявляется в первые 3—4 мес. Следует отметить, что при искусственном повороте головы в сторону вместо данной тонической реакции нередко появляется быстрая физическая обобщенная двигательная активность, во время которой можно видеть осуществление спонтанного рефлекса Моро и рефлекса Бакинского.
М. Ю. Кистяковская (1970) обнаружила связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами. Она выявляется в становлении и преобразовании движений рук при наличии ассоциаций зрительных ощущений с осязательным и скелетно - мышечными во время познания ребенком окружающей среды. На 2м месяце жизни выявленное воздействие двух анализаторов проявляется в движениях поднимания и удержания головы при разных положениях ребенка. К концу 2го месяца шейный и цепной симметричный рефлекс проявляется на протяжении нескольких минут. В возрасте 5—6 мес. ребенок полностью и хорошо удерживает голову, лежа на животе, делая упор на вытянутые руки. При этом происходит достаточно хороший прогиб в пояснице. К 7му месяцу возрастание тонуса…
Подробный разбор становления двигательного поведения на первом году жизни и в дальнейшем также необходим, поскольку методика проведения гимнастических упражнений целиком основана на учете характера двигательных реакций и сроков становления новых форм движений. После завершения подготовительного периода, связанного с освоением динамической активности мышц во время поворотов со спины на живот и обратно, ползания или «кручения педалей», начинается освоение статических функций. К полугодовалому возрасту реакция опоры, возникающая эпизодически, проявляется затем в осуществлении позы стояния. Придерживаясь руками за предмет, ребенок может уже стоять несколько минут. Начиная с 6 мес., лежа на спине, ребенок способен поворачивать плечи в сторону; таз и бедра при этом…
Даже в возрасте 8—10 мес. поза стояния у ребенка неустойчива. Устойчивость в данной позе формируется не одинаково по отношению к ее удержанию в позиции «вперед и назад» и в стороны. Более устойчива позиция ребенка при перемещении «вперед и назад». При толчках ребенка в данном направлении он более устойчив, нежели при толчках в стороны. В данном возрасте попытки ходьбы осуществляются без рывковых движений туловища. Постепенное освоение ходьбы сводится к определенному циклу движений. Вначале в положении лежа происходит переворот со спины на живот. Далее ребенок приподнимает голову, плечевой торс, туловище, таз, затем садится, опираясь руками, вслед за чем он охватывает предметы опоры,…
При освоении каждого нового движения, каждого нового положения возникают те двигательные реакции или их элементы, которые были представлены на более ранних этапах развития. В положении лежа ребенок поворачивается с торсией. Но повороты в вертикальном положении, при освоении ходьбы происходят всем телом, без торсии — так, как они осуществлялись в возрасте 2—3 мес. Лишь затем, при освоении позы стояния и ходьбы, ребенок производит поворот тела лишь плечами или одной головой. Аналогичная реакция происходит и при обучении ходьбе. При ползании ребенок поочередно отталкивается руками и ногами о пол. И в вертикальной позе он также на первом этапе старается упираться не только ногами,…

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...