Закаливание маленьких детей
Таким образом, здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3 лет жизни, когда они «догоняют» доношенных по уровню зрелости, «здоровье можно также определить как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому возрасту». В этой связи цель мероприятий по закаливанию — не просто увеличение адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня текущей заболеваемости детского населения.
Важно, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В. Ю. Альбицким (1985) показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие факторы, как жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы критерии его оценки. С. М. Громбахом (1979) и Г. Н. Сердюковской (1979) предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья: 1) наличие или…
Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты обследования детей позволили разделить их на 5 групп [Тромбах С. М., 1979]: 1) здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; 2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; 3) дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; 4) дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские…
Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены. Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1й и 2й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1й группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2й — те, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья: — отягощенный акушерскогинекологический анамнез: токсикоз и другая патология беременности, в том числе хронические заболевания матери и резус-отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,…
Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в основном за счет 2й группы, т. е. детей с функциональными отклонениями (часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит, аденоиды, анемию и т. д.). Из 2й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2й А группе здоровья [Черток Т. Я., 1983] '. Проведенные Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста выявили, что у них в первые 3—4 года жизни меньше сформированных хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками и школьниками более старшего возраста, и основную…
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8—1,6 % случаев, у школьников — в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8—3 % детей, у школьников — в 10 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со стороны костномышечной системы у детей дошкольного возраста является плоскостопие, которое появляется в возрасте 5— 6 лет. У детей дошкольного возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у школьников. В последние годы наибольший интерес представляют сведения о состоянии здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния органов и систем. Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или…
Умеренные или выраженные гипертонические реакции встречались по показателю систолического артериального давления вдвое чаще среди детей 3—4летнего возраста (16 %), чем среди детей 6—7 лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной гипотонией с 0,7 % в 3—4 года до 2,9 % в 6—7 лет. Существенное значение имеют исследования реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в покое без нагрузки показатели артериального давления Отмечались в пределах нормы. Так, при сравнении результатов реакции сердечнососудистой системы на пробы с физической нагрузкой (20 приседаний за 30…
Третий критерий уровня здоровья — резистентность организма, которая в практической деятельности определяется количеством и длительностью заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура заболеваемости детей. Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0 на 1000 обследованных детей); в 4летнем возрасте отмечается снижение до 339,0; в 5 лет — до 302,0; в 6 лет — до 234,0; в 7—8 лет — до 263,0 (1 *). Заболеваемость по обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются…
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционноаллергические болезни, а у школьников — травмы, заболевания уха, нервные болезни. Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического развития на 2—4 года, так и отставание на 1—З. года. Вместе с тем в раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен существенный разброс показателей физического развития детей с учетом так называемого гестационного возраста. В проведении закаливающих мероприятий…
Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний происходит в возрасте 5—6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической, так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического развития детей [Бережков Л. Ф., Дубинская И. Д., 1979].

Популярное

загрузка...

Вход

Интересно

загрузка...